Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последняя ночь «Богородицы»

Из пятисотлетнего храма в селе Белосток украли чудотворную икону
22 января, 19:51

В самую темную ночь года, накануне дня, который Православная церковь отмечает как день зачатия Пресвятой Богородицы святой Анной, из пятисотлетнего храма в селе Белосток неизвестные злоумышленники украли чудотворную икону. Это образ древнегреческого письма, знатоки относят его появление на грешный свет по меньшей мере к XIV (!) столетию. Белостоцкая Богоматерь веками спасала село от эпидемий, града, бурь, исцеляла от болезней.

Ее похищение стало только очередным звеном в длинной цепи грабежей волынских церквей. В тот же час, что и в Белостоке, грабили и церковь в селе Шклинь, а немного ранее — в Цегове Гороховского района...

В ту глухую ночь настоятель местного Свято-Михайловского храма иеромонах Илья, живущий в старой небольшой хате на церковном же дворе, как всегда, долго не спал. Молился, читал. Выключил свет где-то около часа ночи. Проснулся, потому что «что-то бахнуло». Как потом понял, это грабители, перепилив прочную решетку, выдавили стекло в окошке храма, и оно упало с высоты...

— Ночь была просто немилосердной: ни луны, ни звезд, сеялась густая поземка, завывал ветер. Я включил свет, и сразу же по садовой дороге, которая проходит внизу около храмовой горы, начала туда-сюда ездить легковая машина. То вверх, то вниз. Подумал: молодежь гуляет или задержалась в клубе, хотя оно и пост... Возможно, так отвлекали мое внимание, потому что вскоре наступила полная тишина...

Вероятно, кто-то сторожил у хаты. И если бы батюшка вышел — остался ли бы в живых?!

Рано утром отец Илья, как всегда, открыл храм (еще и ждал в этот день реставраторов из Львова), зашел в алтарь. Престол был... открытый, хотя точно знал, что накануне его закрывал. Накидка валялась на полу... Отца сразу «перетрясло»: он поднял глаза и увидел, что нет чудотворной иконы! Исчезло и древнее Евангелие XVIII века, подаренное бывшему белостоцкому Крестовоздвиженскому монастырю от его основателя Семена Гулевича (родственника знаменитой уроженки Волыни Галшки Гулевичивны, за деньги и земли которой построена Братская школа в Киеве. Семен же 31 января 1636 года все свои села и землю с крестьянами передал на сооружение православной церкви и монастыря в Белостоке. Впоследствии он постригся в монахи под именем Сильвестра и стал первым игуменом монастыря).

— Господи, как отец Илья молился! Как он молился!.. — вспоминает скорбную воскресную службу в храме — первую после «черной» пятницы — участница церковного хора Анна Ивановна Франчук. — А нам хотелось не петь, а плакать... В церкви наступил траур.

Ограбленная церковь дышит могильным холодом.

— В прошлом году на улице было минус 25 — и в храме минус 25, — вспоминает батюшка. Хотя село давно газифицировано, но к Божьей обители руки не дошли. Поэтому на зиму отодвигают иконы от промерзших стен. Полутораметровые каменные стены пережили набеги татар, мировые войны, «чуму XX века» — коммунистов и энкаведистов... Последние вывезли далеко за пределы Украины столетние архивы церквей и монастыря Белостока, который в свое время был своеобразным духовным центром не только Волыни. Первое письменное упоминание о Белостоке относится еще к 1528 году. В разные времена, по данным известного краеведа Григория Гуртового, в этом городке было шесть церквей, монастырь и монашеский скит, а один из храмов — Софийский — создан был по подобию киевской Святой Софии... До нашего времени дошел только величественный храм Святого архистратига Михаила, построенный на холме, который испокон веков называют Синай-горой (такое название имеет, как известно, гора, на которой Господь вручил Моисею Десять Заповедей). В прошлую осень белостоцкая община отмечала 370- летие храма.

— Мне очень не хотелось мирской славы! Такие наступили времена, что вынужден прятать святыни. Но во время юбилея вынесли чудотворную на крестный ход, когда освящали целебные источники. Храм и образ Богоматери снимало телевидение, о них писали газеты. Перед юбилеем у меня побывал священник из Польши, приложился к чудотворному образу. А потом сказал: «Смотри, батюшка! Теперь так церкви грабят!..» Но куда я мог забрать святыни? В старую прицерковную хату, в которой ординарные окна?.. — со скорбью размышляет отец Илья, показывая маленькое окошко, через которое грабители проникли в храм и через которое вынесли из него святыни.

Белостоцкий сельский председатель Виталий Франчук, как все прихожане, скорбит о потере, однако настроен скептически. Не местные и не в сельскую хату украли чудотворный образ. А если верна версия, что наши иконы переправляют за границу коллекционерам, то один Белосток украинскую границу не убережет... Православные давно говорят о том, что нужно церковь оборудовать сигнализацией («Хотя бы были «ревун» и свет на дворе!»), но старая истина, что «для вора замков нет», приглушает энтузиазм. Свято-Михайловский храм грабят не впервые и довольно профессионально («перекусить» такие решетки уметь надо!»). Несколько лет назад через то же окошко вынесли серебряные чаши еще с «царскими» печатями (подарок храму одного из русских императоров) и весь евхаристичный набор. Виталий (председателю только 26 лет) говорит, что якобы накануне последней кражи в церкви видели чужого человека...

— Кто не знает, что наш храм очень древний, т.е. в нем могут быть и ценные вещи? — резонно рассуждает он.

***

Старая церковь словно вросла, загрузла в Синай-гору.

— Еще во время моего детства с нашей дамбы в селе Садов — в пяти километрах — был виден этот величественный храм, — вспоминает иеромонах Илья (в миру Игорь Хамаза).

В храм вступаем, как в яму. А раньше к нему поднимались по трем ступенькам! Белостоцкую храмовую гору, нарушив вековое равновесие, нагло обрезали бульдозерами в семидесятые годы прошлого века: прокладывали дорогу на Садов... По-видимому, надеялись, что удивительной красоты древнее сооружение само завалится. Внутри храм поражает ощущением намоленности.

— Церковь еще казацкая! В ней, говорят, мог бывать и сам Богдан Хмельницкий, потому что не через Торчин, а через Белосток пролегала дорога, которой проходили его полки, — с гордостью говорит батюшка.

Но взгляд находит и новоявленные росписи заезжих художников (реставраторами назвать их язык не повернется). Роспись (не темперными, как испокон веков, а масляными красками) диссонирует с первоначальным стилем оформления храма, с иконами. И потрескавшиеся высокие своды, и грибок, который разъедает святыню... Настоятель объясняет: под храмом — еще одна, подземная, церковь. Вся белостоцкая Синай-гора порезана подземными ходами! Отдельные из них, по древним легендам, ведут и к Луцку. Говорят, что даже монахи из монастыря за водой к целебным источникам, которые бьют из-под храмовой горы, ходили подземным ходом. Отец Илья еще малым, с такими же мальчишками, как сам, бегал по еще не засыпанным подземельям.

— Пол в храме прогнил, и его в девяностых годах прошлого века сорвали. А под ним — своды подземной церкви, которые здесь же упали... Тогдашние мастера решили подземный храм засыпать и залить цементом. Но боковые нефы, насколько я понял, не засыпаны. В них и собирается вода, которая стекает с крыши, по этой причине и грибок.

Свято-Михайловский храм и монастырь при нем — это обитель, в которой создавал свои бессмертные полотна выдающийся иконописец конца XVII — начала XVIII веков Иов Кондзелевич. Его еще называют украинским Рафаэлем. В этой белостоцкой церкви стоял удивительной красоты иконостас — самое ценное создание Кондзелевича, который ныне находится в Львовском музее украинского искусства. А иконы забрали в Луцк, Киев, Петербург... Чудотворная икона Богоматери сначала была спускной. Однако она очень тяжелая (на цинковой основе, в дубовой раме, покрытая серебряной ризой), и местные мастера изготовили ее более легкую копию.

— В одном из монастырей лет восемь назад также украли чудотворную икону. Так монахи помолились, попросили нарисовать им копию. И люди начали исцеляться от этой иконы — от копии. На нее перешла благодать с чудотворной! — говорит отец Илья. — Мы молимся с надеждой, что и нас Божья Матушка не оставит. Душа скорбит, но чувствует, что наш чудотворный образ вернется, хотя его можно ждать так долго, как икону Холмской Богоматери...

***

За полтора года, которые отец Илья служит в Белостоке, он видел тысячи людей, отовсюду приезжающих сюда за благодатной целебной водичкой. Еще в его детстве белостоцкие источники, которые вытекали из-под храмовой горы, пробивались на поверхность многочисленными полуметровыми фонтанами. Источники назвали «белым стоком», потому что течет водичка сквозь залежи мела, она чистая, «аж белая». А по своим свойствам — такая же, как в источнике Святой Анны, что у Почаева. — Из нашего источника, как утверждают легенды, мог пить воду и Владимир Великий... Знаю многих людей, среди них даже наши родственники, которые десятилетиями ездят в Белосток за водичкой. Как-то заболело у меня горло. Каких таблеток только не пил, что ни делал, не помогало. «А выпей водички!» — сказал батюшка. Выпил: просто из источника, холодной... И словно рукой сняло. Теперь водичкой и лечусь. Это не реклама, а истинная правда, — делится сельский председатель.

Виталий Анатольевич еще не созрел для того, чтобы по примеру батюшки выкупаться в источнике. Отец же Илья уже в прошлом году на Крещение сманил за собой в холодную воду трех белосточан. Купаться в крещенской воде он начал в Старочарторыйском мужском монастыре восемь лет назад. В позапрошлом году, в последний год пребывания в обители, в прорубь на Иордань ныряли с ним 14 местных ребят! Батюшка начинает свое утро со свежей родниковой воды и просфоры (кстати, просфору для храма настоятель также выпекает сам).

Прошлая атеистическая власть не придумала ничего лучшего, как проложить шоссе к Садовой просто по древним белостоцких источникам. К 370-летию Свято-Михайловского храма с Божьей помощью и при участии специалистов Волынского облводхоза их почистили. И теперь молодой настоятель заготовляет кругляк, чтобы построить на источниках еще и часовенку. И — восстановить монашескую обитель, потому что, по словам Виталия Франчука, «в селе был монастырь, а жизнь в нем замерла, то и селу, говорят старые люди, без монастыря трудно возродиться». Ныне в двух селах Белостоцкого сельсовета (Горзвине и собственно Белостоке) — только 265 дворов и 700 жителей. Однако с приходом нового настоятеля люди потянулись в духовную обитель. Церковная хористка Анна Франчук рассказывает, что при отце Илье начали служить сорокаусты, акафисты.

— Метель, морозы, дожди... А люди шли на службу даже с Воютина и Гати!

— Не хочется, батюшка, из церкви идти! — говорили не раз женщины, прибиравшие в храме.

«Добро братии быть вместе», а иеромонах Илья Божьей волей служит в обычном сельском приходе. Хотя неисповедимы пути Господни... В церкви будущий настоятель белостоцкого храма начал прислуживать 11-летним мальчиком в родном Садове. Ему это нравилось, а родные поддерживали.

— Когда в школе вызывали на линейки, чтобы стыдить, бабушка наставляла: «Говори, что ходишь в церковь сам, по своей воле. Говори: ходил, хожу и буду ходить!» Она меня, едва начал разговаривать, научила «Отче наш»...

Тогда Игорь имел и немало знакомых среди монашеской братии, однако сам по окончании школы колебался: постричься в монахи или служить Богу, как просит мама, священником?.. И тогда приехал в мильцевскую обитель уже покойный, Царство ему небесное, старец отец Алексей. В свое время он здесь стал монахом, был личным духовником знаменитого офтальмолога Филатова, предугадал и свою смерть, и то, что после нее останки его будут покоиться в Мильцах и помогать людям... К старцу всегда шло немало людей. Игорь выбрал время, когда поток схлынул и спросил о своем.

— Будешь и монахом, будешь и священником! Иди молись! — изрек старец.

Постриг он принял в духовной семинарии в 19 лет. Просился в Белосток, потому что не давали покоя давно склоненные на Свято-Михайловской церкви кресты. Стремился восстановить здесь монашескую обитель. А владыка Нифонт послал в числе первой братии в Старочарторыйский монастырь, который тогда стоял в руинах...

После того как грешные люди украли из храма чудотворную икону, отец Илья не переставал зажигать лампадку, которая всегда горела перед образом. Возможно, и правда, что подобные иконы во всем мире давно находятся в музеях. Но музей — не храм. Теперь сохранение бесценных сакральных памятников государство переложило не на свои плечи, а на плечи прихожан и церковников... тирах, горячую воду и т. п. Действительно, здесь некуда деться, себестоимость

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать