Пой частушки, Баба-Ежка...
Такого ленивого сонного шопинга в «тряпочных» магазинах, на мой взгляд, давно не было. Конечно, лето, конечно, деньги все начали считать более осмысленно, а карточки (у кого есть) доставать не спешат. У продавцов появилось общее выражение лица — слишком предупредительное, тревожно-ожидающее, чтобы не сказать заискивающее. Сезонные скидки на 40-50% давно перестали для всех быть соблазном, ведь знаем: даже если переполовинить цену, до правдивых цифр все равно не дойдет. Любопытство отдельно взятых личностей, однако, присутствует. Особенно у женщин. Они бродят почти в одиночестве и все рассматривают. Просто так — благо это пока не облагается налогом.
Зато на улице с тобой работает огромное количество агентов, стремясь улучшить ситуацию на всех фронтах покупательского спроса. Суетятся, стараются помочь своим работодателям. За какой-то час я получила от консультанта по КРАСОТЕ (так и написано на визитке) приглашение на элитный макияж, от продавца фильтров для воды — описание особых преимуществ этого товара, от организатора семинаров — приглашение в еженедельную группу, где научат правильно питаться, улучшить самочувствие и скорректировать фигуру. Кто б отказался, но узнать с первого раза цену на услуги не удалось. Ответ звучал заманчиво — первая встреча бесплатна. Пробежала глазами только перечень тем, и поняла — послушать было бы не лишним: важность белка, правильный завтрак, мифы о воде, почему диеты не работают, гликемический индекс, покупка еды, еда вне дома, правда о жирах, свободные радикалы и антиоксиданты...
Когда дошла до пункта, где обещают каждому участнику семинара личного тренера и индивидуальные рекомендации по выбору правильного меню, диагностические анализаторы и прочие эксклюзивы, стало понятно — это для весьма, т. е. более, чем я, кредитоспособных персон.
Внешний хаос всегда сбивает с толку, и предлагающие дорогие услуги часто обращаются вовсе не к тем, кто может их оплатить. Скорее выбирают по одежке и (особо проницательные) тех, кто безоговорочно верит в НОВОЕ СРЕДСТВО.
В настроении «вырви глаз» решила обороняться от всевозможных атак, от сомнительных предложений. Ведь меня не интересует, лечится ли вывих третьего глаза, обладаю ли сверхспособностью чувствовать чью-то ауру, умею ли улавливать астральные вибрации. Ответы на эти вопросы надо покрыть месячным собственным гонораром. Смешно. Все это для впечатлительных молодых личностей — вон сколько их на улице. Пусть еще у них нет нужных денег — возьмут, что есть. Главное — подсадить на тайну, на иллюзию везения, на потенциальный захватывающий зигзаг. Без таких особей целая армия «представителей фирм» просто бы захирела. Опытные, конечно, ориентируются на людей без защитного слоя, с низкой сопротивляемостью, мнительных, особенно когда предлагают оздоровительные надежды, да и всех остальных невольно верящих в это загадочное НОВОЕ СРЕДСТВО.
Пожалуй, одно уличное предложение заинтересовало. Речь шла о дезодорантах без солей алюминия. Эти самые соли склонны накапливаться в организме, что совсем не безвредно. Листовка-аннотация не призывала покупать, не называла рекламных адресов. Она просвещала, и потому заставляла задуматься, не пытаясь впрямую тебе что-то впарить. Оставалось право выбора и время на раздумья — потому информацию и запомнила.
Один знакомый психолог утверждает, что нет положительного опыта, а есть только отрицательный, с которым человек постоянно пытается не столкнуться, по возможности убежать, и тем самым защитить себя и своих близких. И все же есть определенная закономерность в том, что одни ведутся легко на чужое лохотронство, потому их всегда можно брать как бы тепленькими, а другие — не очень. У опытных зазывал тоже есть своя собственная психологическая сетка, если он углядел своего клиента, если научился более-менее достоверно играть веру в то, что говорит. Встретится ему на пути лучшая кандидатура — халявщик, можно выйти и на результат. Как говорится, «пой частушки, Баба-Ежка, грошики накручивай». Халявщик обязательно услышит то, что сам хочет услышать. Ведь случай заполучить что-то без всяких усилий — он, верящий в бесплатное чудо, будет первым в списке. Он притягивает к себе внимание, потому что верит в НЕЧТО, что свалилось с неба. Вот к нему и подходят: вы заказывали мечту — расплатитесь. Платить, правда, халявщик не любит, но при грамотных технологиях раскручивания придется. И не заметит, как вправят третий глаз.
Иду по одной из центральных улиц и хочешь не хочешь читаешь как бы прыгающие на тебя призывы: с балкона смотрит большущая афиша «Астролог», на каждом углу — знак «Нотариус». Такое впечатление, что всем одновременно понадобилось либо узаконить наследство, либо написать завещание, дарственные, не знаю что там еще. Постоянно натыкаешься на чьи-то протянутые руки с рекламками — всем нужны наши деньги.
Последней в этот день подошла ко мне очаровательная теледевочка с микрофоном и поинтересовалась моим мнением, стоит ли страховать жилье. Вопрос очень простой для цивилизованного общества, но у нас — можно ли быть полностью уверенным в том, что страхующие тебя от всех бед и принесшие эти самые беды — не одни и те же лица?! Честно скажу, смахивает на то же НОВОЕ СРЕДСТВО. Обещает много, вплоть до вечного эффекта «возвращения из отпуска», а случится что — наплачешься, вмиг ощутив себя не законным требователем положенного, а попрошайкой.
Очистить фон от тотального недоверия трудно, мы же как бы его своим житьем-бытьем приручили. Теперь выходит — за него и в ответе. Так недолго взрастить в себе комплекс жертвы, бессознательно ожидающей неприятностей, обмана, обиды.
Знаю один рецепт от всей этой липы. Заварить чаек из свежесобранной настоящей липы — пахучей, летней. Сделать первый глоток и осознать радость своей зависимости от простых и не обманывающих никогда удовольствий.
Уличную суету оставим там, где ей и место.
За порогом.
Выпуск газеты №:
№110, (2010)Section
Общество