Перейти к основному содержанию

Права на вырост

Как приучать школьников к гражданской активности и толерантности
13 декабря, 10:01
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Национальная стратегия в сфере прав человека была принята еще в 2015 году. Одно из ее направлений — повышение грамотности в этом вопросе. Министерство образования и науки в течение 2016 года должно было разработать и утвердить общегосударственную программу образования в сфере прав человека и план действий по ее выполнению. Однако чиновники только сейчас начинают консультации с представителями общественности.

В этом году 200 заведений начало учить первоклассников по программе Новой украинской школы. Обновленная концепция образования основана на партнерстве между всеми участниками образовательного процесса и ребенкоцентризме, ориентируется на прикладные навыки и формирование ценностей. Правозащитники и педагоги с многолетним опытом предупреждают — образование в сфере прав человека крайне необходимо, однако ряд препятствий может нивелировать его эффективность.

«УЧИТЬ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ТАКОЙ АТМОСФЕРЕ — ЛУКАВСТВО»

«Когда десять лет тому назад мы начинали разрабатывать Всеукраинскую образовательную программу «Понимаем права человека», то определили несколько проблемных ситуаций, которые остаются актуальными до сих пор, — рассказывает Сергей БУРОВ, председатель правления «Образовательного дома прав человека в Чернигове». — Общий уровень компетентностей по правам человека в нашем государстве достаточно низкий. Мы смешиваем права, с которыми родились, и обязанности, которые получают вместе с определенной социальной ролью. Это искривление транслируется в школах и университетах, в обязанность которых входит научить играть по правилам общества. У педагогов очень мало возможностей изучать права человека. А преподавать предмет, не зная его, очень трудно. Особенно когда ты сам в подавленном состоянии и боишься поспорить с директором, который в свою очередь боится пойти против воли управления образования. В такой атмосфере учить правам человека — лукавство».

Экспертный опрос 112 учителей на тему «Права человека в Украине», проведенный в ноябре-декабре 2016 года фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, иллюстрирует и другие трудности в преподавании прав человека в школе. Так, 74,1% опрошенных считают, что права человека в их школах преподают хорошо или удовлетворительно. При этом около половины респондентов отметило неудовлетворительное качество учебников, абстрактность и оторванность учебного материала от жизни. Основными препятствиями для качественного преподавания прав человека педагоги назвали отсутствие методики и материалов, а также действия или бездеятельность Минобразования.

ИГРА В ИМИТАЦИЮ

В 2016 году Украинский Хельсинский союз по правам человека начал мониторинг образования в сфере прав человека в школах страны. Оценивались государственная образовательная политика и ее реализация, учебный процесс и атмосфера в школе, а также образование и профессиональный рост школьного персонала.

«Безусловно, есть определенная эволюция в понимании потребности в образовании по правам человека, однако впечатление декоративности пока остается», — утверждает Александра КОЗОРОГ, координатор по формальному образованию Всеукраинской образовательной программы «Понимаем права человека». По сравнению с предыдущими государственными стандартами о среднем образовании концепция Новой украинской школы расширяет спектр стандартов, касающихся прав человека. Впрочем, до сих пор имеют место формальное заимствование положений образования по правам человека в те или иные документы. Предметы раздела «Обществоведение», самые близкие по тематике, прав человека касаются поверхностно или вообще не раскрывают свой потенциал. На пути образования по правам человека — и ограниченность знаний учителей, и перегрузка и жесткость учебных программ, и нехватка финансирования их вариативной составляющей.

Ухудшает ситуацию искривленное понимание прав человека. Ученикам старшей школы учебники рассказывают о том, что права человека предоставляются государством, хотя в действительности каждый житель Земли имеет их с рождения. Не объясняются и механизмы защиты своих прав. У младших школьников все проще: они заучивают стишок «Всі права — хорошим людям. А у злих ніяких прав». Учителя часто связывают права человека и обязанности социальных ролей и на первое место ставят как раз последние. Первоклассникам втолковывают, что «отдых и развлечения наступают только после того, как выучены уроки». Старшие же демонстрируют самую желательную черту для учителей и родителей — дисциплинированность, не задают вопросы, молча подчиняясь лицемерным правилам игры.

«В школьных коллективах критически низкий уровень доверия, — отмечает Ирина КОСТЮК, методист Львовского областного института последипломного педагогического образования, эксперт программы «Понимаем права человека». — Учителя часто давят на ученический актив, манипулируют своим статусом педагога. Дети не хотят откровенно общаться с ними, боятся, что это используют против них. У них мало свободы. Они не могут выбирать предметы и факультативы. Во многих учебных заведениях пространство является опасным, ведь отсутствуют базовые элементы комфорта».

Школы — это еще и благоприятная среда для насилия и нарушения прав. Около 30% опрошенных учителей признало, что в их учебных заведениях существует проблема дискриминации. При этом ни один не согласился с тем, что в школах дискриминируют детей с инвалидностью, забыв как минимум о лестничных маршах и отсутствии лифтов и пандусов. 

ЗА ГРАНИЦЕЙ: РЕСУРСНОСТЬ И ГОЛОС УЧЕНИКА

А как права человека объясняют детям за рубежом? Лидия БУКУР, представительница международной организации Education Impact, консультирующей по вопросам образования, рассказывает, что во Франции учителя и ученики отмечают тематические праздники, наподобие Международного женского дня или Всемирного дня защиты детей, организовывая выставки, конференции, кинопоказы, дискуссии и тому подобное. Также ежегодно в тамошних школах проходит Неделя борьбы с расизмом и антисемитизмом.

Взрослые и дети пользуются специальными ресурсами для пополнения своих знаний. Так, Itineraires de citoyennete («Гражданские маршруты») предлагает разработки и электронные материалы по темам, связанным с гражданством. Valeurs de la Republique («Ценности республики») позволяет учителям разобраться с содержанием важных для французов ценностей — гендерного равенства, критического мышления, толерантности, помогает предотвратить радикализацию настроений и дискриминации. Educadroit — онлайн-портал, предлагающий учебные курсы по правам человека для начальной и средней школы, а также экспертов, которых учителя могут пригласить на урок.

Шведская модель правозащитного образования базируется на треугольнике «о-для-при помощи» (about-for-through). «О» — это смысл обучения, а именно — демократические ценности, права человека, гендерное равенство, перспективы будущего. «Для» — цель обучения, то есть развитие критического мышления и практических навыков, необходимых для активного участия в общественной жизни. «При помощи» — инструменты, это инклюзивное образование, безопасное пространство, доверие в отношениях между учителями и учениками, важность голоса ученика, предотвращение дискриминации и булинга.

«Цель такой учебы — развитие соответствующих знаний и ценностей среди детей. Школьный коллектив должен сформировать у них системное понимание прав человека и принципов демократии, — объясняет Хуго Вестер, представитель Министерства образования Швеции. — Ученики должны принимать и уважать эти принципы и действовать в соответствии с ними». Такая система является достаточно успешной, однако тоже встречается трудностями, наподобие столкновения противоположных мнений, распределения ролей между учителями и учениками, неравенства и сегрегации. Хуго отмечает, что темы по правам человека нужно включать в разные предметы, подход к этому образованию должен быть целостным и системным. Важной является взаимное обучение учителей и учеников и обмен опытом между школами и другими институциями.

Ирина БАХРАМОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нарвской Солдинаской гимназии, делится опытом Эстонии: «В преамбуле к программе обучения прописаны ценности, связанные с правами человека, и соответствующие им нормативно-правовые акты. Ключевыми являются общие компетентности: культурные, ценностные, социальные, гражданские и т.д. В учебном процессе они присутствуют в виде сквозных тем, которые объединяют несколько предметов путем организации школьной среды и большого количества творческих работ». Школа также развивает у детей предприимчивость и навыки поведения в интернет-пространстве — недаром Эстония является одной из ведущих цифровых держав мира. Дети изучают законодательство и глобальные связи через интерактивные задания и просмотр документальных фильмов. Существует и специальный сайт с учебными материалами для вариативных предметов, которые выбирают сами дети.

ОТКРЫТО И БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

Украинские эксперты сходятся на том, что для эффективного внедрения сквозного правозащитного подхода необходимо привлекать всех участников учебного процесса, в частности родителей. Единодушного виденья формы изложения прав человека в школе нет, однако есть понимание того, что имитировать развитие образования дальше нельзя. Гражданское общество должно внимательно следить за содержанием учебных программ, особенно в педагогических вузах, и требовать качественной проверки учительской компетентности.

Ирина Костюк акцентирует внимание на следующем моменте: «Необходимо, чтобы законодательство было максимально прозрачным, систематическим и учитывало правозащитный подход к самому пребыванию в школе. Нужно, чтобы учебные программы стали не нормативными, а методическими документами. Все, что касается учебы, учителей и детей, должно быть в открытом доступе». Эксперты также считают, что мониторинг, который провел Украинский Хельсинский союз, нельзя сворачивать. Особенно тщательной должна быть антидискриминационная проверка учебных материалов. Положительно повлиять на ситуацию может и сотрудничество учебных заведений с правозащитными организациями, разбор реальных примеров на занятиях и привлечение детей к обсуждению учебного процесса.

Впрочем, главный тезис, с которым соглашаются как отечественные, так и зарубежные специалисты, — школа отображает положение дел в обществе. Образование — хоть и медленный, но флагман общественных изменений. Однако только качественных стандартов, учебных программ и пособий для трансформации общества недостаточно. Работать нужно и с представителями старшего поколения, особенно с педагогами. Главное — не забывать, что давление и принуждение с правами человека несовместимы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать