Право на проезд
Поможет ли увеличение штрафов за отказ льготникам?
Наверное, каждый, кто пользуется общественным транспортом, не раз становился свидетелем недоразумений и конфликтов между водителями и пассажирами льготных категорий. Водители не очень радушно везут льготников, боясь потерять собственную выгоду. За перевозку льготных категорий граждан перевозчику должен платить местный бюджет, и на практике это работает не всегда. Поэтому и все пассажиры, которые не приносят наличные, автоматически попадают в немилость.
Недавно Президент Владимир Зеленский подписал законопроект, ужесточающий ответственность за безосновательный отказ в льготной перевозке. Согласно ему штрафы за такое административное нарушение существенно увеличат с 136 грн до 850 грн. Облегчит эту жизнь льготникам?
«ЧТОБЫ НЕ ВЕЗТИ — ВЫКЛЮЧИЛ ДВИГАТЕЛЬ»
Если к льготной перевозки школьников и пенсионеров во многих городах уже привыкли, то представители относительно новой категории «участники боевых действий и члены их семей» сталкиваются с непониманием чаще других. Поэтому, как указано в пояснительной записке к законопроекту, инициатива направлена прежде всего на защиту именно их прав.
«Водители часто реагируют неадекватно на льготных пассажиров, — рассказывает член семьи погибшего ветерана боевых действий Андрей Чемерис. — Многие видят удостоверение, ворчат себе что-то под нос, но не спорят. Но есть и такие, кто ведет себя вообще неадекватно и категорически не хочет обеспечивать бесплатную перевозку».
14 августа Андрей, как всегда, примерно в восемь утра отправлялся на работу в Бровары. Дождался маршрутное такси, вошел и показал соответствующее удостоверение. Водитель в бесплатном проезде ему отказал. Но Андрей был настойчив: «Я сказал, что мне все равно. Я знаю свои права и не буду выходить из транспорта. Ведь в соответствии с законом я имею право на бесплатный проезд. На что водитель сказал, что ему тоже все равно. Он заглушил мотор и сказал, что никуда меня не повезет. После этого пассажиры встали на сторону водителя, начали меня критиковать, разными способами пытались унизить. Они пытались за меня заплатить, но водитель не соглашался на такие условия. И я сам не понимал, зачем они это делают, если нет такой необходимости. Но люди спешили на работу и старались сделать все, чтобы автобус поехал дальше. Через несколько минут водитель успокоился и мы все поехали».
По дороге водитель дал понять Андрею, что не будет останавливать на нужной остановке, и парень был вынужден выйти раньше. Тогда же позвонил в полицию и объяснил, что с ним произошло.
«Поскольку я уже вышел из транспорта, они ничем не могли помочь. Посоветовали обратиться в Броварскую городскую раду или к правозащитникам. Полицейский также знал, что такая проблема часто возникает «, — рассказывает Андрей.
С помощью правозащитников Андрей подал заявление в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте («Укртрансбезпека»). Там отметили, что провели рейд и проверили деятельность перевозчика. Соответствующие нарушения обнаружили и применят к перевозчику санкции, правда какие — не уточняется. Также обратился Андрей и в полицию, предоставил необходимые доказательства, но поскольку перевозчик, которому принадлежит транспортное средство, зарегистрирован в пгт Барышевка, то дело на рассмотрение направили туда. И о результатах парню пока неизвестно.
«У меня и в дальнейшем возникали подобные случаи. Но сейчас, когда такое случается, я сразу говорю, что либо водитель не ломает комедию и едет дальше, либо я звоню в полицию и его штрафуют. Это, как правило, разрешает ситуацию «, — делится Андрей Чемерис.
ПРОБЛЕМУ РЕШАЮТ НА МЕСТЕ
Следить за соблюдением правил перевозки льготных категорий пассажиров должны совместно представители «Укртрансбезпеки», Национальной полиции и Госпродпотребслужбы. Проверки могут осуществляться только по месту хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.
«Если это маршрутка, надо непосредственно вызвать или Нацполицию, или «Укртрансбезпеки», — объясняет координатор общественной приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека при ОО «Правозащитная группа «Сич» Наталья Кожина. — Они должны выехать на место. Но это не всегда удобно. Поэтому мы рекомендуем делать фото и видеофиксацию этой ситуации. Обязательно должна быть на фото и видео зафиксирована информация о перевозчике. Если конфликт происходит на автостанции, то также необходимо вызвать инспектора на место. Если не получается, то писать жалобу с фото— и видеодоказательствами в течение десяти дней. Если же позже — инспектор не выйдет на проверку».
Конечно, не все граждане готовы отстаивать свои права, но Наталья советует по возможности обращаться в органы контроля, ведь проблему можно решить только так: «На то, чтобы написать жалобу, нужно потратить собственное время и силы. Но я считаю, что это принципиальная позиция, мы все должны действовать в законодательном поле и выполнять свои обязанности согласно должностным инструкциям, а не прихотям водителя: хочу везу, а хочу — нет».
«ВОЗМЕЩЕНИЯ НЕ ПОЛУЧИЛИ»
Как сообщают в «Укртрансбезпеці», рейдовые проверки перевозчиков они осуществляют в соответствии с установленными и утвержденными графиками. На жалобы граждан — реагируют. По их информации, за 2018-й год они провели проверки и вынесли 1624 постановления о нарушении правил перевозки льготных категорий граждан. Общая сумма штрафа составила 340 572 грн. Уже в этом году установили 982 случая правонарушений и вынесли штрафов на 283 415 грн.
Проблему признают и перевозчики, но отмечают, что повлиять на нее тсложно.
«Большинство жалоб, поступающих к нам, касаются перевозки льготных категорий граждан, — признается заместитель директора ООО «Союз-Авто «Игорь МОЕСЕЕНКО. — Водители не всегда соглашаются везти пассажиров бесплатно, ведь случается, что за рейс заходят 10—15 человек, имеющих право на бесплатный проезд, особенно в пиковые часы. Конечно, если водители отказывают в льготном проезде, мы их штрафуем, отстраняем от работы. Но с другой стороны, если водителя строго наказать, он уволится и легко найдет работу у другой перевозчика на другом маршруте».
Средства за перевозку некоторых льготных категорий пассажиров предоставляют местные бюджеты, часть средств должны выделять из государственного бюджета. Но перевозчик жалуется — ни те, ни другие с возмещением не спешат: «Откровенно говоря, льготные перевозки наносят нам ущерб. Есть закон, согласно которому перевозчик должен обеспечить льготный проезд всех категорий, а за это государство и местные бюджеты должны возместить нам средства. Но за все время нашей работы мы не получили ни копейки. Это нонсенс».
О проблеме возмещений говорит и Наталья Кожина, но она убеждена, что вместо того, чтобы отказывать льготникам, перевозчики должны заставить местных чиновников возмещать им убытки: «Они сами заключают договоры с местными радами, поэтому должны контролировать этот процесс. Если перевозчик и определенное лицо в местной раде не выполняют свою работу, договорные обязательства друг перед другом, то они должны разобраться между собой. А граждане могут побудить их это делать. Перевозчики будут платить штрафы, а чиновники будут отвечать за бездействие».
ПОМОГУТ ЛИ ШТРАФЫ?
Представитель перевозчика Игорь Моисеенко предполагает, что штрафы могут решить проблему льготных перевозок, если их налагать непосредственно на того, кто нарушил: «Если увеличат штрафы, и их будут платить водители, возможно, их это дисциплинирует. Работник будет понимать, что будет оштрафован в любом случае: и на этом маршруте, и у другого перевозчика тоже. Поэтому вынужден будет соблюдать закон».
В то же время Андрей Чемерис убежден: штрафы — это лишь половина дела. Гражданам следует прежде всего научиться отстаивать свои права: «Если будет больше людей, которые будут готовы противостоять, то ситуация изменится. Я видел много людей, которые, когда им отказывают, соглашаются с водителем и просто молча платят. Если больше пассажиров будут отстаивать свои права, то что-то будет меняться, а если все терпеть, то и штрафы не помогут».
Выпуск газеты №:
№203, (2019)Section
Общество