Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Право не стрелять

Труд альтернативников обществу необходим, но рабочих мест для них нет
25 мая, 00:00

Закон об альтернативной службе в Украине принят еще в 1991 году, одним из первых среди законодательных актов военной проблематики. Его новая редакция появилась в феврале этого года. Фактически закон подтверждает обеспечение прав человека в военной сфере, что уже само по себе важно. Ведь в милитаризованных, жестких государственных системах в альтернативной службе потребности нет: там людей, которые по мировоззренческим, физическим, политическим, религиозным, психологическим мотивам не могут служить в армии, всячески преследуют и унижают.

На сегодня юношей, которые прошли альтернативную службу, немного. По данным Министерства труда и социальной политики Украины, за один призыв списки альтернативников пополняются приблизительно на 600 человек.

Срок прохождения альтернативной службы значительно больший, нежели военной: 27 месяцев (для лиц с высшим образованием — 18 месяцев). Для направления на альтернативную службу необходимо документально доказать свою принадлежность к какой-либо из узаконенных в Украине религиозных организаций, вероучение которых не позволяет носить оружие. Таким образом законодатели лишили возможности быть использованными для нужд общества на основах альтернативной службы значительное количество молодежи.

Кризис на рынке труда обусловливает проблемы с трудоустройством альтернативников. Особенно тяжелое положение сложилось в западном регионе, где традиционно желающих пойти на альтернативную службу больше, — там самый высокий в Украине уровень безработицы. Список предприятий, на которых могут работать юноши, сейчас дополняется по поручению Кабмина несколькими государственными институтами.

Собственно, ситуация парадоксальная: труд альтернативников обществу необходим, но рабочих мест для них не хватает. В любом случае они вынуждены сами себя содержать на собственную зарплату, в то время как солдата срочной службы всем необходимым обеспечивает государство.

К примеру, одна из сфер применения труда альтернативников — социально-бытовая помощь инвалидам и одиноким людям преклонного возраста. Несомненно, в стране, где из 50-миллионнного населения как минимум три миллиона нуждаются в постоянной медико-социальной помощи на дому, где смертность превышает рождаемость на 420 тысяч человек, актуальность помощи со стороны молодых парней призывного возраста трудно переоценить.

В позиции Министерства обороны есть два принципиальных, на мой взгляд, момента. Во-первых, в ситуации, когда мы стремимся к профессионализации армии, военные заинтересованы в том, чтобы на срочную службу попадали потенциально боеспособные солдаты, а не те, кто сумел избежать призыва. Во-вторых, военные любят пользоваться понятием «мобилизационные ресурсы», понимая под ними гражданское население прежде всего мужского пола, которое может быть использовано в военное время.

Однако в последовательности государственной политики в военной сфере можно усомниться. Новая редакция «Закона об альтернативной (невоенной) службе» появилась в свет, напомню, в феврале 1999 года. В последних же числах марта на сессии ВР в пакете законодательных актов военной тематики рассматривался новый законопроект о всеобщей воинской обязанности. Его возвратили на повторное первое чтение, однако (интересная деталь) рассматривалось и было одобрительно воспринято значительным количеством депутатов существенное изменение в названии закона: «О военном долге и военной службе». Исчезновение слова «всеобщий» означает, по сути, альтернативу альтернативной службе.

Не стоит забывать, что в наше время изменилась суть самого понятия безопасности. Главная угроза безопасности ныне идет изнутри — в виде безработицы, нищеты, деградации окружающей среды и социальной изоляции. Именно поэтому хочется такой безопасности, которая бы основывалась на цивилизованности, толерантности, гуманности общества. Не на страхе, а на его отсутствии.

Случаев уголовного преследования «пацифистов» в Украине не было. Однако, если откровенно, кое-где в украинских вооруженных формированиях можно встретить солдата, который не принимал присяги и никогда не брал в руки автомат. Такой солдат в армию попадает по недоразумению. Его место не в армии, а на альтернативной службе.

КСТАТИ

Харьковская областная организация солдатских матерей и Харьковская правозащитная группа выступают за либерализацию «Закона об альтернативной службе», изменения к которому сейчас рассматриваются в Верховной Раде. В частности, они считают необходимым существенно расширить перечень оснований для прохождения альтернативной службы, предоставив призывникам возможность выбора места для ее прохождения, сократив сроки. Предлагается также для тех, кто не хочет служить в воинских частях и отказывается от альтернативной службы, ввести по примеру ряда европейских стран прогрессивный оборонный налог. Как сообщил заместитель председателя обладминистрации Сергей Стороженко, в области 3758 юношей призывного возраста уклоняются от прохождения воинской службы. Многие из них находятся в розыске, в отношении некоторых возбуждены уголовные дела. Из 22,7 тыс. юношей призывного возраста на сегодняшний день 4186 человек признаны негодными к воинской службе по состоянию здоровья.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать