Продается памятник архитектуры...
Усадьбу Мурашко в центре Киева незаконно передали в частную собственностьБуферная зона Софии Киевской, да и вся историческая часть Киева, наверное, — один из наиболее привлекательных уголков для застройщиков. Недавно «День» писал о победе общественности, которая добилась запрещения строительства около заповедника на улице Гончара, а теперь появился новый объект для защиты. Тоже в буферной зоне Софии — на улице Малой Житомирской. Четыре дома, имеющие статус памятников архитектуры государственного значения, незаконно перешли из коммунальной в частную собственность. Один из них — усадьба известного украинского художника ХIХ—ХХ веков, основателя Украинской академии изобразительного искусства Александра Мурашко. Возраст усадьбы — полторы сотни лет. Каким образом памятники архитектуры, которые можно только реставрировать и ничего больше, могли оказаться в руках частных компаний — вопрос, на который до сих пор не могут найти конкретного ответа ни жители, ни эксперты. В комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма утверждают, что ни районный совет, ни горсовет, принимающие решения о продаже имущества общины, не давали разрешения на передачу этих памятников в частную собственность.
— Проблема в том, что до 2007 года дома принадлежали территориальной общине Шевченковского района, и фактически ими мог распоряжаться Шевченковский районный совет, который отдал эти дома на баланс КП «Житлоінвестбуд», — рассказывает житель одного из домов, общественный инспектор Главного управления охраны культурного наследия КГГА Александр Глухов. — Потом эти дома продали фирме «Пантеон-инвест». Но как могло произойти, что «Житлоінвестбуд», не будучи владельцем, а лишь балансосодержателем, продал дома еще кому-то? Продать их можно было при условии согласования с Управлением охраны памятников. Оно дает специальное разрешение, где указывает, что владелец дома должен заключить охранный договор, по которому обязывается придерживаться закона об охраняемом наследии, заниматься реставрацией и ничего не трогать. Конечно, этого всего не было. Мы обращались и к новоназначенному главе КГГА Александру Попову, который поручил рассмотреть этот вопрос управлению, занимавшемуся продажей домов. От него я получил подтверждение, что дом действительно продали, потому что имели на это право в соответствии с распоряжением КГГА 2009 года, хотя на самом деле продажа была в 2008-м.
Почти все жители домов-памятников уже переселились. Осталась одна семья Глуховых, которую сейчас пытается выселить новый «владелец». Пан Александр обратился за спасением в милицию и горсовет. Закончилось все тем, что КГГА приняла решение о прекращении любых работ в домах, кроме реставрационных, а комиссия Киевсовета по вопросам культуры и туризма обратилась в прокуратуру.
— Пока следственные органы проведут расследование того, кто и насколько законно купил этот дом, и выпишут новое предписание, усадьбу Мурашко могут довести до такого состояния, когда она уже не будет подлежать реставрации, — добавляет голова комиссии Александр Бригинец, — именно поэтому я снова обращаюсь в прокуратуру с требованием наложить арест на имущество до выяснения обстоятельств. Поскольку дом Мурашко входит в охраняемую зону Софии Киевской и является историческим памятником, его можно только реставрировать. Для других работ необходимы специальные разрешения, которые владельцу тоже не выдавались. Любые незаконные действия в пределах указанной охраняемой зоны, как никогда, опасны для Украины, ведь ЮНЕСКО внимательно следит за всем происходящим вокруг Софии или Лавры и грозится включить наши святыни, наши чудеса Киева в так называемый черный список. Если мы будем невнимательны к культурному наследию, мы не только потеряем ценные объекты, но и опозоримся на весь мир.
Единственным выходом для спасения памятников эксперты считают возвращение их в коммунальную собственность. Но в то, что произойдет такое чудо, трудно поверить, когда продать и купить в наше время можно все, что угодно. И все же не хочется, чтобы уникальные дома, считающиеся образцами архитектуры начала ХХ века, пополнили список утраченных объектов. По данным Общества охраны памятников, сегодня в нем три объекта государственного значения и почти полсотни — местного.
Выпуск газеты №:
№222, (2010)Section
Общество