Пророческое завещание гения
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040312/444-21-1_0.jpg)
В эти дни общественность отмечает 190- летие со дня рождения гениального украинского поэта Тараса Шевченко. Из своих коротких сорока семи лет жизни — 24 года он был крепостным, а еще 10 лет его мучали в тюрьме и муштровали в ссылке в прикаспийской пустыне как солдата царской армии. Но несмотря на все это, он стал наиболее мощным выразителем духа украинского народа. Его поэтический «Кобзарь» стал святой книгой украинцев, а сам он — национальным пророком.
Гений Шевченко явился из духовных глубин украинского этноса в важнейший период его истории. Это было критически- предельное время, когда расколотая внешнеполитическими влияниями казацко-старшинская элита, выводя свой народ из-под польско-шляхетского гнета, завела его в «тюрьму народов» Московского самодержавия. С грустью констатировал это исчезновение украинского Казацкого государства народный поэт:
«Од козацтва,
од гетьманства
Високі могили —
Більше нічого не осталось,
Та й ті розривають.»
Правда, в его ранних стихотворениях от всего этого сначала только «реве та стогне Дніпр широкий», обесчещенной «Катериною» мыкается по миру разоренная Украина, и его «Гайдамаки» все еще ведут кровавую войну с бывшими польско-шляхетскими угнетателями. Но через «Три літа», когда он «прозрівати став потроху», поэт открытым текстом призывал украинцев к национальному и социальному освобождению, теперь и из- под нового — российско-имперского — чужеземного ига:
«Поховайте та вставайте,
кайдани порвіте
і вражою злою кров’ю
волю окропіте.»
А уже в пророческом Послании «І мертвим, і живим, і ненародженим землякам моїм в Украйні і не в Украйні...» Тарас Шевченко с полным осознанием своей миссии национального общественно-политического деятеля обращается к денационализированной тогдашней и будущей украинской элите. Напоминая, «чия правда, чия кривда і чиї ми діти», он призывал ее повернуться лицом к Украине, к своему, угнетенному русским царизмом, простому народу:
«Обніміте ж, брати мої,
Найменьшого брата, —
...................................
Полюбіте щирим серцем
Велику руїну.»
Он уверял их, что после этого наступит всем им всепрощение народное, и их...
«забудется срамотна
Давняя година,
І оживе добра слава,
Слава України.»
Гениальность Тараса Шевченко как художника именно и проявилась в том, что он первым увидел и страстно на весь мир в своей поэзии возвестил о завершении переформирования украинской «народности» (просто этноса) в украинский народ (самодостаточный этнос). И призывал всех украинцев (и простых людей, и элиту) к завершению этого в высшей степени этнического развития собственным самоогосударствлением, т.е. к превращению своего этнического сообщества уже в нацию для защиты своих этнополитических, этноэкономических и этнокультурных интересов в прагматически-конкурентном мире, разъясняя, что:
«В своїй хаті своя правда,
І сила, і воля.»
Шевченко как мудрый общественно-политический деятель Кирилло-Мефодиевского братства осознавал, что на уже достигнутой национальной степени своего развития украинский народ никак не сможет обойтись без своих руководителей, без своей собственной политической, хозяйственно-финансовой, военной и духовной элиты. Поэтому в инвективном «Посланні» к современникам и потомкам он призывал всю украинскую элиту участвовать более активно в созидании нации, даже и ту, которая в значительной мере уже русифицирована, ведь другой уже почти не было.
Его же пророческая гениальность была в том, что он дальше всех других правдиво заглянул в историческое будущее своего народа и призывал к формированию украинского государства не по российскому тоталитарному образцу как государственно-административной структуры над народом, предостерегая:
«О люди! люди небораки!
Нащо здалися вам царі?
Нащо здалися вам псарі?
Ви ж таки люди,
не собаки ! ..»
Он призывал формировать государство по западноевропейскому образцу конституционного демократического украинского гражданского общества, нацеливая на это утвердительным вопросом:
«...Коли
Ми діждемося Вашінгтона
С новим і праведним законом!
А діждемося-таки
колись!»
Этого Шевченко нам, современным украинцам, сегодня необходимо вдумчиво, как он сам просил, читать:
«Од слова до слова,
Не минайте ані титли,
Ніже тії коми,
Все розберіть...»
И тогда мы увидим в нем не только своего Великого Кобзаря, но и прозорливого национал-демократического общественно-политического деятеля. Так мы избавимся от бывших советских идеологем о нем как некоем интернационал-революционере. И заодно отбросим попытки новоявленных «мифотворцев», которые трактуют Тараса Шевченко лишь как стихийного бунтаря, глашатая государственно неструктурируемой утопической «идеальной общности», не замечая за ней национального гражданского общества — высшей степени развития этнической государственности.
Пророчески-прозорливую гениальность Шевченко подтвердил ход современного украинского создания нации, который начался в соответствии именно с его вышеназванным публицистическим Посланием-завещанием. Ведь после неизбежного развала Российской империи под названием Советский Союз, довольно денационализированная и русифицированная, территориально украинская чиновная элита (а другая была уже почти вся истреблена русским большевизмом) и начала строить Украинское государство. Как политически оптимально и предвидел Т.Г. Шевченко.
Административное строительство украинского государства на сегодняшний день в основном почти завершено. Но это только первый этап современного украинского создания нации. Сейчас перед нашим народом и самим государством встал другой, более важный, этап, о котором мечтал Шевченко, — этап конституционного формирования демократического украинского гражданского общества. На этом этапе значительно возрастает роль и заслуги Шевченко как культурного деятеля в формировании у украинцев понимания русских как отличного этноса и этноукраинской оценки искажения общественно-политической, духовной и даже семейно-бытовой жизни украинцев, совершенного этим имперским этносом и собственными оборотнями.
Страстное поэтическое слово Великого Кобзаря и сегодня выводит подсознание украинцев из-под надругательства «черствого слова», неприсущей украинцам вульгарной лексики. Именно поэтому и поныне является злободневным провозглашенное Т. Шевченко кредо защиты украинского языка (сегодня уже даже и на государственном уровне) от русификаторского засилья патриархального «языка», который деморализовывал менталитет матриархальных украинцев.
«...Возвеличу
малих отих рабів німих!
Я на сторожі коло їх
поставлю Слово.»
Именно с ним, со Словом Шевченко, мы стали украинским народом, с ним мы выстояли в голодоморные годы большевистского геноцида, и с ним мы все-таки станем и национальным украинским гражданским обществом. «Борімося — поборемо!»
Выпуск газеты №:
№44, (2004)Section
Общество