«Пророссийских «зомби» осталась кучка»
«День» побеседовал с жительницей Славянска, которая уехала из города 11 июняВ Харьков массово съезжаются вынужденные переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Ежедневно — несколько десятков, до полусотни измученных, растерянных людей, оставшихся без дома, работы, покоя. Едут со стариками и детьми, со скромными пожитками, прихватив запасы денег и ценных вещей. Некоторые остаются в пунктах для беженцев, оборудованных в Харьковской области в летних лагерях и на базах отдыха. Другие, передохнув, едут дальше, где есть возможность остановиться у близких.
Переселенцы из Славянска отличаются от других особенно подавленным состоянием. Вздрагивают от резких звуков. Просят не фотографировать. Отказываются называть свои настоящие имена. Говорят, что оставшееся в Славянске имущество будет окончательно разгромлено, если боевики увидят интервью. Говорят: «Вы не понимаете. Там ад».
Наталья, продавец частного киоска, прибыла в Харьков 11 июня. Говорит, в Славянске остался единственный работающий супермаркет, все разбили, сожгли, не работают базары, магазины, мобильная связь, банкоматы. Люди живут уже две недели без воды, десять дней без света и газа. Город опустел, на центральных улицах нет ни людей, ни машин. Сбежало большинство жителей, говорит Наталья, причем первыми — сторонники ДНР. Остались самые незащищенные, необеспеченные люди — пенсионеры, инвалиды и те, кто не может бросить лежачего родственника.
Сама Наталья решила, что оставаться больше невозможно, когда обстреляли ее дом. Жалеет о старушке-соседке, которая не может передвигаться. О своей кошке, которую пришлось бросить в пустом городе.
Вспоминает о соседе — бывшем стороннике ДНР, который переселился из квартиры в подвал, где прячется от бомбежек и ругает себя «за глупость». Особенно сильным аргументом для него стал повсеместный грабеж и мародерство. Громят квартиры, отнимают машины, в основном дорогие — «в пользу революции». «Это же бандиты!» — удивляется сосед, будто впервые открыл глаза. Жаль, что поздно.
«Настроение жителей Славянска очень сильно изменилось, — рассказывает Наталья. На «референдум» у нас ходило много людей. Они кричали «Россия!», «Путин!». Сейчас, когда умер весь бизнес, некому продавать, негде работать, люди совершенно по-другому посмотрели на ситуацию. Пророссийских «зомби» осталась кучка, их можно пересчитать по пальцам». Наталья отмечает, что в Славянске все понимают, откуда ведут обстрел. «Не верьте, когда говорят, что украинская армия обстреливает город! — предупреждает она. — Здания Славянска целенаправленно уничтожают боевики. Большинство людей в Славянске видят, где они ставят «Нону», куда она стреляет, что снаряды летят не со стороны армии. Армия стреляет только по местам расположения сепаратистов, а сепаратисты бьют по всему городу — жгут дома на окраине и в центре, взрывают заправки. Зачем стрелять по кафе и ресторанам, разрушать город? Это делают для устрашения народа. Интересно, что бомбежки начинаются сразу после того, когда чеченские террористы совершат «намаз», поют свои молитвы очень громко, через усилители, слышно на весь Славянск».
Сейчас люди просят одного — мира. Чтобы украинская армия быстрее убрала всю «нечисть» из города, освободила людей от российской «чумы» и восстановила порядок, говорит Наталья. Многие надеются вернуться домой, но понимают, что это будет нескоро.
Выпуск газеты №:
№106, (2014)Section
Общество