Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина

22 сентября, 00:00

КРЫЛЬЯ. 8 ноября состоялась премьера спектакля «Крила» — последней из пьес Александра Корнийчука, которую на сцене театра им. И. Франко поставил Г. П. Юра. Сталин умер 5 марта 1953 года — месяц продолжался траур, а немного позже в июне друг за другом вышли постановления о введении коллегиальности в руководстве, о восстановлении ленинских норм партийной жизни. Откровенных выступлений против Сталина еще не было, но уже состоялся арест и обезвреживание Л. Берии, одного из главных церберов сталинского режима. Начиналась эпоха реабилитации. А. Корнийчук воспроизвел начальный этап этого процесса в «Крилах» тогда, когда об этом громко еще не говорили. В день премьерных показов «Крил» вышел приказ Министерства культуры о снятии Г.П.Юры с должности главного режиссера театра им. И. Франко и назначения на его место М. Крушельницкого. А. Корнийчук был непосредственно причастен к этим перестановкам.

1955

ЗОЛОТАЯ ПОДКОВА. 16 июля в Диснейлендовском парке, в США, состоялся спектакль «Золотая подкова», который выдержал самое большое количество постановок. За период до 12 октября 1986 года спектакль посмотрели 16 миллионов зрителей. Этот спектакль записан в Книгу рекордов Гиннесса.

КОРОЛЬ РОК-Н-РОЛЛА. 24 сентября поставлен рекорд рок-н-ролла — аргентинец Карлос Сандрини танцевал 106 часов, 5 минут и 10 секунд.

НИМФЕТКА. Вскоре после появления романа «Лолита» Владимира Набокова появилось и новое амплуа — эротически обольстительной женщины- подростка, нимфетки, малолетней шлюхи с внешностью целомудренного ангела.

БИТНИЧЕСТВО. В английской литературе появление битничества, представителями которого были поэт Аллен Гинсберг и прозаик Джек Керуак, автор романов «На дороге» (1955), «Подземные люди» (1958), «Путешествующие дхармы» (1958). Роман «На дороге» Джека Керуака стал библией битничества.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Появление нового направления в изобразительном искусстве — гиперреализма, фотореализма, суперреализма, радикального реализма, искусственного реализма, пост-поп-артистического реализма, муперреализма, резкофокусного реализма) — разновидности поп-арта и направления в живописи и скульптуре, который возник в США и стал международным. Типичный метод работы гиперреалиста — тщательное механическое копирование фотографий живописными средствами. Наиболее выдающиеся представители направления: Ральф Гоингс, Дон Эдди, Роберт Коттингем, Лоуэлл Несбитт, Ричард Эстес, Ричард Макклин, Чак Клоуз, Филип Перлстайн, Пола Саркисян; в скульптуре — Джон де Андреа и Дьюен Хенсон. Основные темы гиперреализма — мертвая, «вторая» неживая природа городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, телефонные будки.

1956

БУЛЕТИЗМ. 6 ноября Сальвадор Дали положил навчало «булетизму». Об этом событии он оставил в дневнике такую запись: «Поднявшись на палубу одной из барж Сены, выпустил первую в мире свинцовую пулю, начиненную литографической краской. Расколовшись, эта пуля открыла эру «булетизма». На камне появились божественные пятна, нечто вроде ангельского крыла, легкостью мельчайших деталей и суровой динамикой линий превосходившие все известные к этому дню технические приемы. В последующую неделю я самозабвенно предался своим новым фантастическим экспериментам. На Монмартре, перед исступленной, неиствовавшей от восторга толпой, в окружении близких к экстазу восьмидесяти юных дев я заполнил пропитанным краскою хлебным мякишем два предварительно выдолбленных носорожьих рога, а затем, взывая к памяти своего Вильгельма Телля, разбил их в камень. И вот случилось чудо, за которое надо на коленях возблагодарить Господа: носорожьи рога начертали два треснувших мельничных крыла... Призвав себя в помощь специалистов оружейного дела из нью-йоркской Военной академии, я желал ежеутренне просыпаться от звука выстрелов из аркебузы. Каждый маленький взрыв давал жизнь новой, целиком и полностью завершенной гравюре, мне лишь оставалось поставить под нею свою подпись, и поклонники, горя нетерпением поскорей приобрести ее, буквально выхватывали гравюру у меня из рук, платя баснословные цены».

МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ. 15 марта первая постановка оперетты Фридерика Лоу «Моя прекрасная ледb». Постановка на Бродвее мюзикла «Моя прекрасная леди» обошлась в 400 тысяч долларов. Фирма «Коламбия» в течение одного только года продала 850 тысяч пластинок с записями мюзикла и получила от этого больше прибыли, чем принесла сама постановка.

РАССЕРЖЕННЫЕ. 8 мая состоялась премьера пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», которая положила начало драматургии «новой волны» — драматургии «разъяренных людей». Большую роль в популяризации драматургов новой волны сыграл режиссер Джоан Литтлвуд.

СИНТЕЗ «ПЕРЕЖИВАНИЯ» и «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ». В советском театре произошло едва не революционное событие — Рубен Симонов выступил с полемической статьей «В театре «переживания» и «представления» (Театр, 1956, № 8), ее поддержал Борис Захава (Захава Б. За синтез театра «представления» и «переживания» // Театр, 1957, № 1), что по существу означало официальную отмену деления на два основных направления театра — «театр переживания» и «театр представления».

ГЕОРГИЙ ТОВСТОНОГОВ. Георгий Товстоногов возглавил Большой Драматический театр в Ленинграде (БДТ). Здесь он осуществил постановки «Идиот» по Ф. Достоевскому (1957), «Варвары» М. Горького (1959), «Гибель эскадры» А. Корнийчука (1960), «Пять вечеров» А. Володина (1959) и др. Возглавив БДТ, Георгий Товстоногов сразу же стал вводить своих актеров в большую драматическую литературу, ориентируя исполнителя на театр крупный, масштабный. Ценя чистоту, правду, искренность студийности, он учил своих актеров высокому мастерству и всестороннему овладению профессией. Его актерская программа во многом совпадала с тем, что вводил в жизнь молодой «Современник» (значение идейного, гражданского аспекта творчества; участие в «битвах эпохи», максимальная очищенность и конкретность выразительных средств и т. п.), но в то же время и отличалась от программы Ефремова. Товстоногов стремился выявлять в актере самобытное и неповторимое, собирал БДТ по принципу разнообразия и контраста, а не за сходством и однотипностью одаренности, оставляя за собой право ставить рядом актерские личности, которые стоят далеко друг от друга. Так создал он свой «театр звезд», настолько же режиссерский, насколько и актерский, воспитал уникальный коллектив первоклассных мастеров. Начав с усвоения и переосмысления традиций Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова (товстоноговское новаторство называли традиционалистским), Товстоногов широко использовал опыт зарубежной режиссуры и пришел к идее театра «живого актера» в условно-метафорической среде. Ключевые понятия режиссуры Товстоногова — «отбор предложенных обстоятельств» и «природа чувств».

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать