Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина

14 июля, 00:00

ГАМЛЕТ. Николай Акимов осуществил свою первую постановку — комедию «Гамлет» по мотивам трагедии Шекспира. Несмотря на жизнерадостный, остроумный, изобретательный, острый и блестяще оформленный зрелищный эксперимент, в основе которого была тема борьбы Гамлета за власть, в 1935 году он был назначен художественным руководителем Ленинградского театра комедии, которым и руководил до 1949 года, а в 1951 году возглавил Ленинградский театр Ленсовета.

1933

СОЖЖЕНИЕ КНИГ. 10 мая в Германии состоялось сожжение студентами книг еврейских и коммунистических авторов, запрещенных Гитлером. В кострах пылали произведения Томаса и Генриха Маннов, Бертольта Брехта, Франца Кафки, Эриха Ремарка, Стефана и Арнольда Цвейга, Лиона Фейхтвангера, Эптона Синклера, Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса.

ТИНГШПИЛЬ. В Германии, несмотря на «некоторые ограничения», художники вели активный творческий поиск, создали новый театральный жанр — «тингшпиль» — театр под открытым небом. Самый крупный успех среди произведений этого жанра имели «Страсти Германии» Рихарда Ойтингера, тингшпиль, поставленный летом 1933 года и транслируемый по всей стране.

КИЕВСКИЙ ТИНГШПИЛЬ. 1 августа в Киеве на стадионе «Динамо» показан спектакль Московского театра им. В. Мейерхольда «Последний решительный» В. Вишневского под открытым небом.

ПАЛАТА КУЛЬТУРЫ РЕЙХА. 22 сентября создана Палата культуры рейха под надзором Геббельса. Она делилась на семь палат: прессы, радиовещания, кино, театра, литературы, музыки и изобразительного искусства. Каждый творческий работник, работавший, например, в сфере литературы или театра, должен был состоять на учете в имперской Палате литературы или имперской Палате театров. Членство в одной из этих палат было обязательным условием для творческой деятельности и публикаций. На тех, кто не мог доказать свое «арийское происхождение» или политическую лояльность к новому режиму, распространялся запрет на профессию. Художники и скульпторы, пойманные во время рисования или лепки без соответствующих документов, бросались в тюрьмы или концлагеря.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ. Впервые проведен Maggio musicale fiorentino — фестиваль, который с 1936 года стал ежегодным. В программу фестиваля включались оперные, балетные и драматические спектакли, концерты симфонических и камерных оркестров, конференции, конкурсы, выставки. По случаю проведения конференции в Италию был приглашен Жак Копо (он пользовался официальной поддержкой власти, поскольку формально попадал в категорию режиссеров, возрождавших «великие древние традиции»). Во флорентийской церкви Санта Кроче он поставил средневековую легенду о христианской мученице «Святая Олива». В этом же году приглашен и Макс Рейнхардт, поставивший во Флоренции, в саду Боболи, «Сон в летнюю ночь». Спектакль начинался поздно ночью танцем факелов в сопровождении музыки Мендельсона. Наравне с актерами в нем участвовали прожектора и подсвеченные фонтаны. Феи летали по клумбам, а герои разбивались на группы, образовывая элегантные цветные пятна.

ЗРЕЛИЩЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ. 6 июня открылся первый в мире кинотеатр для просмотра кинофильмов из автомобилей (г. Кадмен, США)

«МАКЛЕНА ГРАСА». 22 сентября была запланирована последняя репетиция спектакля «Маклена Граса» Николая Кулиша в «Березиле» перед «общественным просмотром» премьеры. На следующий день комиссар образования В. Затонский приказал продемонстрировать «Маклена Граса» членам Репертуарного комитета и Политбюро ЦК КП(б)У сегодня. Протесты Курбаса не помогли, приказ не отменили. На следующий день на площади перед «Березилем», за кулисами и на сцене собрались вооруженные сотрудники ГПУ. Вскоре после премьеры, 5 октября 1933 года, Наркомат образования УССР постановил освободить Леся Курбаса от работы художественного руководителя и директора театра «Березиль». В своем выступлении на заседании коллегии Народного комиссариата образования Курбас сказал: «Меня обвиняют в том, что я осуществлял подпольную работу, что я фашист. Если бы Советская власть так думала, то я сидел бы в другом месте».

«ЗАГИБЕЛЬ ЕСКАДРИ». 25 сентября в Одессе в театре им. Октябрьской революции (реж. Г. Юхименко) состоялась премьера спектакля по пьесе А. Корнейчука.

CRICOT. 31 октября в Кракове открыт театр под руководством Тадеуша Кантора. В 1956 году в Кракове создан театр «Cricot-2» под его руководством, где осуществлялись постановки преимущественно по пьесам Ст. Виткевича или по собственным сценариям типа хеппенинга. Группа возникла по инициативе художников, поэтому и своеобразие театра проявляется в акцентировании пластики. Название происходит от слова цирк, прочитанного наоборот. Названия манифестов Кантора: «Авангард»: «Ярмарочный балаган», «Театр смерти». Развивая и в то же время споря с идеей актера-марионетки Крега, Кантор в манифесте «Театр смерти» писал: «...на обочине официального театрального авангарда появляется манекен...» С 1967 года режиссер начинает широко применять манекены в своих спектаклях.

«ТРИ ПОРОСЕНКА». Мультфильм Уолта Диснея. Л. Джекобс писал: «Появившись на экранах в период углубления депрессии, фильм ассоциировался с экономическим состоянием страны. Люди понимали, что, только построив «неприступные крепостные стены», можно «не бояться серого волка» — голода и страха. Песенка «Нам не страшен серый волк» стала неожиданно популярной, а фильм, задуманный как сказочка для детей, благодаря обстоятельствам и духу времени, стал призывом к гражданам страны...»

1934

ПОЧЕТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРТИСТЫ. 13 января Постановление ВУЦИК и СНК УССР «О почетных званиях для работников науки, техники и искусства». Из постановления: «Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров УССР постановляют: 1. Установить следующие почетные звания для работников науки, техники и искусства: а) засл. деятель науки, техники или искусства; б) народный артист (художник) республики; в) заслуженный артист (художник) республики... 3. Звание народного артиста (художника) присваивается за выдающуюся творческую деятельность или за исключительно ценные художественные произведения в какой-либо области искусства. (...) 6. Для награждения деятелей искусства званием народного или заслуженного артиста (художника) республики необходимо, чтобы они имели стаж творческой работы в области искусства не менее 10 лет при Советской власти. Звание заслуженного артиста (художника) республики присваивается Постановлением Народного Комиссариата образования УССР по согласованию со Всеукраинским комитетом профессионального союза работников искусства». Аналогичные средства влияния применялись и в Германии. Гитлер присвоил Густаву Грюндгенсу почетное звание государственного актера (Клаус Манн написал повесть «Мефисто» о карьере этого актера в фашистской Германии). Геринг ввел актера в Прусский Государственный совет, Геббельс назначил высокий оклад, который он получал, независимо от гонораров в театре и кино. (Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать