Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина

07 июля, 00:00

ОЛИМПИАДА ИСКУССТВ. 15 июня — 11 июля в Москве проходила I Всесоюзная олимпиада искусств народов СССР. В олимпиаде принимали участие 16 театров с общим количеством участников 1014 человек. Показано 30 спектаклей. От Украины представлены театры: Краснозаводский (под руководством В. Василько) и «Веселый пролетарий» (под руководством Я. Бортника). Украинские театры получили дипломы. Самыми лучшими признаны спектакли Театра им. Ш. Руставели, Государственного Еврейского театра БССР, Первого Белорусского театра, Ленинградского ТРАМа и Узбекского музыкального театра.

«ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ БАШМАЧНИЦА». 24 декабря в Мадриде, на сцене театра «Эспаньоль» состоялась премьера спектакля «Очаровательная башмачница» по мотивам пьесы Ф. Г. Лорки. 1931

«ЗАГРАВА». В ноябре О. Гловой-Степовым основан на Галичине украинский театр «Заграва». С 1934 г. театр возглавил В. Блавацкий. В 1938 году театр «Заграва» объединился с театром им. Тобилевича, и так возник театр им. И. Котляревского, деятельность которого прервала Вторая мировая война.

«ЛА БАРРАКА». В годы испанской революции появляется новая форма театра, рассчитанного на демократического зрителя, — Федерико Гарсиа Лорки и созданный им театр «Ла Баррака» (1931—1939). Труппа передвижного театра, в котором, как правило, никто не получал жалования, состояла из студентов-энтузиастов и представляла собой творческое сообщество, все актеры и сотрудники которого носили рабочие спецовки и по очереди выступали то как исполнители одной из главных ролей, то как рабочие сцены. «Ла Баррака» пыталась познакомить с шедеврами демократической культуры зрителей из самых отдаленных концов страны, приобщить их к настоящему искусству. Спектакли театра отличались поэтичностью, энергичностью ритмов, пластичной и музыкальной выразительностью, звонкостью красок и остротой драматических переживаний. Они проходили в сопровождении народных танцев, песен и нередко воспринимались как прямые политические акции.

«РОЖДЕНИЕ ВЕЛИКАНА». 1 октября в Харькове в Государственном драматическом театре «Березiль» состоялась премьера спектакля «Рождение великана» (текст коллективный). Режиссер — Л. Курбас.

СОНАТА. 20 декабря в Московском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Патетическая соната» Мыколы Кулиша в постановке А. Таирова. 4 марта 1932 года в «Правде» была напечатана статья, где «Патетическая соната» Кулиша квалифицируется как «политически вредная». Статья подписана «И. Украинец».

REGISTA. 31 декабря в Италии впервые употреблен термин «regista» — режиссер. 1932

«ПЛАЦДАРМ». 18 января в театре «Березiль» состоялась премьера спектакля «Плацдарм» М. Ирчана (режиссер — Б. Балабан). 28 декабря 1933 года на основании выданного ГПУ УССР ордера № 67 в помещении ЦК КП(б)У автор пьесы был арестован по обвинению в принадлежности к националистической украинской контрреволюционной организации, которая стремилась свергнуть Советскую власть в Украине вооруженным путем, и 3 ноября 1937 года расстрелян.

«ПЕРЕД ЗАКАТОМ СОЛНЦА». 27 января в Берлине состоялась премьера спектакля «Перед закатом солнца» Г. Гауптмана в постановке Макса Рейнхардта. Спектакль имел громкий резонанс, а сам Рейнхардт стал опальным режиссером. В берлинских газетах появились статьи, в которых режиссер обвинялся в антипатриотических настроениях. «Не слишком ли часто он бывает за границей, в то время как Германии необходима помощь?» Когда же стало известно, что его имя внесено в списки претендентов на Нобелевскую премию, началась возглавляемая Кнутом Гамсуном кампания против «семитского ставленника», и кандидатура Рейнхардта была отклонена. 8 марта, после премьеры «Зальцбургского большого театра жизни» Макс Рейнхардт покинул Берлин.

ПЕРЕСТРОЙКА. 23 апреля постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Из постановления: «...1) ликвидировать ассоциации пролетарских писателей; 2) объединить всех писателей, которые поддерживают платформу Советской власти и стремятся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; 3) провести аналогичные изменения по линии других видов искусства...»

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. 23 мая впервые на страницах советской прессы (в «Литературной газете») появился термин «социалистический реализм». Социалистический реализм — разновидность реализма, возникшего в начале ХХ века, — «правдивое, конкретно-историческое отражение действительности в революционном развитии с целью идейной переработки и воспитания трудящихся в духе социализма».

КНИЖНЫЙ ИНДЕКС. В августе центральный печатный орган нацистской партии издал «книжный индекс», в котором среди представителей «декадентского» искусства названы Л. Фейхтвангер, Ф. Брукнер, Е. Толлер, Ф. Ведекинд, Ф. Вольф, С. Цвейг, К. Цукмайер, Л. Пиранделло, Б. Шоу, А. Стриндберг, Г. Гауптман.

ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ. 1 октября издан манифест Антонена Арто «Театр жестокости», самым главным тезисом которого было следующее: «Нельзя продолжать без зазрения совести проституировать на самой идее театра. Театр что-то да значит только благодаря магической, жестокой связи с действительностью». В 1967 году Е. Гротовский писал: «Парадокс Арто заключается в том, что ни подражать ему, ни воплощать его постулаты невозможно. Но это не значит, что он не был прав. Его правота касается многих моментов, и это была незаурядная правота. Арто не оставил после себя ни какой-либо конкретной «техники», ни метода, ни пути. Он оставил только видение и метафоры».

ОПЕРА КУКОЛ. Харьковский государственный театр кукол осуществил постановку оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского.

СОВЕТСКАЯ КИНОКОМЕДИЯ. Кинорежиссер Г. Александров приглашен на дачу к А. М. Горькому в Горки, где его ожидал И. Сталин. Во время встречи Сталин, в частности, сказал: «...Искусство, по-моему, задержалось во вчерашнем дне. Известно, что народ любит бодрое, жизнерадостное искусство, а вы не желаете с этим считаться. Более того, в искусстве не перевелись люди, зажимающие все смешное». Так был сделан заказ на создание нового жанра — социалистической комедии, которому великий вождь всех народов придавал исключительное значение. Именно поэтому после просмотра фильма «Веселые ребята» Сталиным специальная комиссия постановила: организовать общественные просмотры ленты в Москве и в Ленинграде; развесить фото и плакаты фильма в фойе мюзик-холлов и цирков, гостиниц и ресторанов, а также в витринах магазинов; договориться с «Табактрестом» о выпуске сигарет с этикетками «Веселых ребят» и кондитерско-пищевым комбинатом о выпуске конфет и печенья с ярлыками «Веселые ребята»; организовать передвижную рекламу по городу в виде художественно оформленного катафалка. Итальянская пресса писала об этой ленте: «Впечатление от «Веселых ребят» такое, будто на фабрику ГУКФа ночью прорвались буржуазные кинорежиссеры и тайно, в советских декорациях сняли эту картину», и еще: «...большевики не имеют права уверять всех, что они живут веселее всех!»

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать