Прощальная хроника от Александра Клековкина
1907
1 мая — впервые показана на сцене пьеса (рисунки в трех разновидностях) Марка Кропивницкого «Скрутна доба». Цензор в своих выводах писал об этом произведении: «Пьеса изображает настроение деревни в конце 1905 года, вскоре после обнародования манифеста 17 октября. По деревням ходят ораторы, разъясняющие крестьянам смысл манифеста. Они говорят им об обещанных свободах, рисуют положение крестьян, недостаток земли и т.п. В народе идет сильное движение, происходят грабежи, набеги на дворянские усадьбы, слышатся толки о черносотенных погромах. Становой со старшинами водворяет порядок, круто расправляется кулаком и розгами, плохо разбирая, кто прав, кто виноват. Помещики и богатые землевладельцы бегут из деревень в город. Один из помещиков, Деревицкий, остался в своей усадьбе, желая повлиять на крестьян и привести их к порядку, но ничего не может сделать, так как, с одной стороны, крестьяне плохо доверяют ему, как «барину», а с другой, полиция своим вмешательством не дает ему инициативы над темным людом. Пьеса такого содержания не может быть, по моему мнению, разрешена к постановке на сцене». Показанная труппой П. П. Кононенко 1,3 и 4 мая 1907 года, пьеса была запрещена.
8 июля — открылось одно из самых выдающихся шоу ХХ века «Зигфельд’с Фоллиз», на Бродвее. Созданный Флоренсом Зигфельдом зрелищный жанр на долгие десятилетия стал образцом для бродвейской продукции. Флоренс Зигфельд впервые выставил на сцене огромное количество девушек — «girls» — со стройными ножками, которые, собственно, и были самой главной «изюминкой» этого зрелища. Взяв за пример английские и французские образцы, традицию «минстерл- шоу» и бурлеска, Зигфельд в своих зрелищах сумел сформировать национальный жанр — ревю. Музыкальное ревю у Зигфельда стало сказкой для взрослых, фантастической, изобретательной, роскошной, наполненной танцами, песнями, шутками, красивыми девушками. Прославленные «звезды», роскошные декорации, 70-80 девушек, которые каждые пятнадцать минут меняли костюмы и показывали бедра, в сочетании со вставными номерами — танцами, монологами, диалогами, музыкальными интермедиями.
11 июля — Николай Садовский учредил в Киеве первый стационарный украинский театр . Еще в мае 1906 года Н. К. Садовский, после годичного пребывания в Галичине (где он работал актером, режиссером и руководителем театра общества «Руська бесіда»), вернулся на Надднепрянскую Украину. Именно в это время, как писал в своих воспоминаниях Садовский, у него и возникла «мысль поставить украинский театр на широкую ногу». Яков Мамонтов писал о театре Садовского: «Мещанство («массовый зритель») требовало синкретических спектаклей (с танцами и песнями) и Н. Садовский вынужден давать романтически-бытовые пьесы».
4 ноября — Городской совет Чикаго объявляет запрет на «показ неприличных и аморальных фильмов» — первый цензурный акт в кино .
12 декабря — в Московском художественном театре состоялась премьера спектакля «Жизнь человека» Леонида Андреева в постановке К. С. Станиславского. В спектакле был впервые использован принцип черного кабинета (ранее примененного в камере обскури и других подобных зрелищах). Как писал сам Станиславский, сначала он изобрел принцип, принцип ему понравился, он хотел применить его к спектаклю «Синяя птица», отказался, и стал искать другую пьесу. К счастью, попалась символическая пьеса Андреева, в петербургской постановке которой в этом же году что-то подобное сделал и Мейерхольд. Этот же принцип применил В. И. Немирович-Данченко в постановке «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского.
Постановка спектакля «Коза-Дереза» Н. Лысенко осуществлена на Рождество на хуторе «Затишок» у Марка Лукича Кропивницкого, о чем сам постановщик спектакля писал: «Живучи третю зиму в хуторi, досвiдчився я, що «ялинка» хоч i дає деяку втiху дiтям, але не таку, щоб варто було на неї надто втрачатись, як, наприклад, роблять це по городах. Двi зими дiти мої скликали хутірських мужичат до себе «на ялинку». I що ж я бачив: побiгають дiти навкруги ялинки, побравшись за руки, доки догорять на нiй свiчечки, потiм повитрiщаються на бенгальськi вогнi та магнiй, послухають, як стрiляють хлопушки, а далi починається грабiжка ялинки, роздаються ласощi та цяцьки i починається невгамовна штовханина, стусани, реви... Iнодi малюка якого-небудь таки добре нагодують буханцями, а iншому i синяка поставляють пiд оком... от i всього свята. Таку забавку щороку роблять i для школярiв городських шкiл i подекуди по сiльських школах. Не знаю, як думають городяне та селяне забавлять дiтей надалi, я ж задля хуторських дiтей наважився щороку на рiздво ставити дитячi спектаклi. [...] Намалював я декорацiю, вiдгородив закуток в залi задля сцени, i на перший день рiздва прийшло 127 душ дiтей, опрiч дорослих. Треба було бачити ту «публiку»; яке було задоволення, яка радiсть, скiльки подяки. Спектакль скiнчився в 5 годин, ще завидна. Роздали ласощi з ялинки та цяцьки, i дiтвора розбрелась по хуторах цiлком задоволена. Другого дня явилась депутацiя вiд дальших хуторiв, i я мусив поставити знову «Козу», на третiй день Рiздва. Зiбралось малечi 194 душi...».
По инициативе М. Евреинова и при участии многих других выдающихся театральных деятелей (в частности, художников объединения «Мир искусств») создан «Старовинний театр» . Дважды он выносил на публику свои работы, однако, не найдя отзыва среди общественности, вынужден был прекратить свое существование. В идеологии «Старовинного театру» лежала попытка реконструировать старинные театральные стили, жанры и, соответственно, типы зрелищ. Не принимая во внимание то, что «Старовинний театр» просуществовал недолго, влияние его идей на театральный процесс оказалось довольно значительным. Так, в частности, в 1920-м году под руководством ученика Мейерхольда, Сергея Радлова, был создан Театр художественного дивертисмента, который позже был переименован в Театр Народной Комедии. Радлов-режиссер пытался воспроизвести площадный зрелищный театр древних театральных эпох, используя при этом и цирковые приемы, элементы комедии дель арте, русского балагана и т.п.
В Стокгольме усилиями драматурга Августа Стриндберга и режиссера Августа Фалька создан «Интимный театр» . Эстетика театра определялась мечтой Стриндберга о камерных спектаклях для немногих (чтобы во всех уголках зрительного зала слышались не напряженные голоса актеров, а передавались тончайший душевные движения) с преобладанием малой драматургической формы, концентрацией внимания на психологической, философской проблематике, межличностных отношениях и т.п.
Георг Фукс вместе с архитектором М. Литманом и художником Ф. Эрлером создал Мюнхенский художественный театр . Считая, что старый театр устарел и стал слишком «просветительским», «партийным» и «обличительным», Фукс объявлял объектом внимания театра красоту для самой прихотливой и самой изысканной публики. Он призывал также к возрождению на сцене праздничных действий (Festspiele). Ведущая роль в таком театре должна принадлежать, по мнению Фукса, художнику, который вынужден рельефно освещать актеров, мимику, жест.
(Начало см. в «Дне» от 28.01, 4, 18, 25. 02. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№39, (2000)Section
Общество