Прощальная хроника от Александра Клековкина
СОВРЕМЕННИК. В Москве открылся театр «Современник» под рук. В. Ефремова. Первые постановки (1957) «Вечно живые» и «В поисках радости» В. Розова. В дальнейшие годы театр ставит пьесы «Два цвета» О. Зака и О. Кузнецова (1959), «Пять вечеров» О.Володина, «Четвертый» К. Симонова (1961), «Старшая сестра» О.Володина (1962), «Чудотворная» В. Тендрякова (1963), «По московскому времени» Л. Зорина (1962), «Голый король» Э. Шварца (1960), «В день свадьбы» В. Розова (1964), «Всегда в продаже» В.Аксенова (1965), «Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962), «Двое на качеле» Гибсона (1962), «Сирано де Бержерак» Е. Ростана (1964). «Современник» Олега Ефремова в театральном процессе 1960 гг. открыл и высвободил актера на своей сцене, заставив зрителей всматриваться и ловить оттенки проявления живой, а не театральной души. Продолжая развивать то, что завещал К.С.Станиславский, «Современник» достиг не только правды и простоты, но и ежесекундной органичности сценического бытия. Одним из первых театр осуществил попытку переосмыслить актерскую технику; приглушив роль материала в актере, он выдвинул на первый план художника, человеческую личность. Именно с «Современника» возникло на сцене 1960 гг. открыто личностное начало, «незапрятанность» актера в образе. «Современник» дал новое общение внутри представления, ансамбль, объединенный, сцементированный идеей; он дал новое общение со зрителем (на основании доверия, предугадываемой и в то же время импровизованной манеры игры). Он возродил в актере дух студийности. Утверждая принцип «бедного театра», «Современник» доказал исключительный потенциал возможностей «голого актера на голой площадке».
CRICOT-2. В Кракове создан театр «Cricot- 2» под руководством Тадеуша Кантора. В его театре ставились спектакли преимущественно за пьесами Ст. И. Виткевича или за собственными сценариями типа хеппенинга. Группа возникла по инициативе художников, поэтому и своеобразие театра проявляется в акцентировании пластики.
СПАРТАК . 27 декабря первая постановка балета А. Хачатуряна.
РЕКОРДЫ СССР . В этом году на сцене советского театра шли пьесы 1355 названий. Наиболее популярным среди тогдашних драматургов был Виктор Розов, пьеса которого «В добрый час» была поставлена в 159 театрах 4065 раз. За Розовим шли В. Пистоленко — «Любовь Анны Березарк», О. Штейн — «Персональное дело», В.Гусев — «Иван Рыбаков», М. Погодин — «Кремлевские куранты». Из классических произведений наибольшим успехом пользовались пьесы «Враги» и «Последние», «Егор Булычов», «Мищане» М.Горького, а также пьесы А. Островского — «Не было ни гроша...», «Поздняя любовь» и «Без вины виноватые» (после Октября пьесы Горького выдавались 145 раз общим тиражом 4 миллиона 727 тысяч; произведения Шекспира выдавались 222 раза общим тиражом 2,5 млн.; произведения Шиллера выдавались 90 раз общим тиражом 1 млн.). В высших учебных театральных заведениях СССР в 1956 году училось 4400 чел.
1957
КОНЕЦ ИГРЫ. 3 апреля состоялась первая постановка пьесы С. Беккета «Конец игры».
РОЖЕ ПЛАНШОН. Возглавленный французским режиссером Роже Планшоном «Театр де ля Ситэ» — первый театр с постоянной труппой в провинциальном городишке, театр, идейная программа которого носит просветительно-воспитательный характер. Роже Планшон пытался сочетать в своем творчестве описание эпохи и среды (в духе Антуана) с более широкой исторической перспективой (в духе идей Пискатора и Брехта), сочетал натуралистические детали со стилизацией. Он использовал приемы народного театра — фарс, буффонаду, эксцентрику, технику «отчуждения» эпического театра. «При всем разнообразии его палитры, — писал С. Юткевич, — и влиянии на него и Бертольта Брехта, и классического китайского театра, и современного мюзик-холла, основными чертами его стиля можно считать ...реализм, который опирается в первую очередь на проникновение в стиль автора». В отличие от Жана Вилара, который пытался преобразовать театр на торжественный церемониальный акт, руководитель Театра де ля Сите Роже Планшон стремился сделать свой театр обычным элементом жизни общества. Планшон возродил демократические и бытовые традиции французской сцены, которые идут от Антуана. Режисерские принципы Антуана он творчески применил, сочетая их с новаторскими идеями режиссуры 20-х годов (позаимствовав идеи Пискатора и Брехта). В спектаклях Планшона преобладают условные и лаконичные декорации, в то же время он придает большое значение и воссозданию среды, фактов, жестов, создавая конкретные жанровые картины. Крупными мазками он рисует общество, которое пребывает в состоянии глобальной исторической метаморфозы. Тенденция сочетать точное описание среды и эпохи с более широкой исторической перспективой переводится на язык сцены через существование натуралистических деталей и общей стилизации. В поисках острой театральности Планшон опирается на приемы народного площадного театра.
ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ. «Вестсайдская история», мюзикл Л. Бернстайна.
ПАНИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Первая пьеса Фернандо Аррабаля «Трехколесный велосипед» поставлена в Испании. Пьеса закончилась скандалом: зрители бились зонтиками. С этого спектакля началось «нашествие» панического театра Аррабаля. Впоследствии к произведениям Аррабаля обращались Питер Брук, Хорхе Лавелли, Виктор Гарсиа. В 1973 году в коллективном сборнике «Паника» Аррабаль напечатал один из своих програмных манифестов. Символом дионисийства служит козлоногий бог Пан — бог плодородия и эротической силы. Именно поэтому Аррабаль пропагандирует такие низкие жанры, как фарс, балаган, буффонаду, черный юмор. В манифесте «Человек панический» Аррабаль писал:
Характеристика человека панического:
— это порядочный человек своей эпохи;
— сумасшедший талант;
— ясный энтузиазм;
— разнообразные занятия как во времена Ренессанса;
— отказ от рискованных авантюр (например, он, как правило, не налаживает на себя руки);
— он проводит критику процесса познания, раскрывая его механизмы;
— и в первую очередь: отказ от силы притяжения.
Искусство жить человека панического:
— любовь к жизни и осмотрительность;
— культ счастья;
— нежность, доброта, поскольку они полезные и приятные;
— мораль во множестве; отказ от единой морали, от чистоты и других полицейских формул [...];
— следовательно, анти-чистота;
— удобство даже и в свободе;
— одиночество внутри группы (без башни со слоновой кости);
— принятие концепций и искусства жизни, противоположных собственным;
— панический герой — это дезертир.
Паническое — это способ быть, определенный путаницей, юмором, ужасом, случаем и эйфорией.
(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№176, (2000)Section
Общество