Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прозрение Ивана Лысяка-Рудницкого

К 92-й годовщине со дня рождения выдающегося украинского историка и мыслителя
27 октября, 20:03

Есть в интеллектуальной истории Украины ХХ века личности, к миру идей которых мы чувствуем потребность обращаться вновь и вновь — и не только потому, что их произведения до сих пор не оценены украинским обществом, не прочитаны им должным образом, оставаясь в связи с этим определенной «вещью в себе». Важно еще и то, что эти люди были способны видеть черты грядущего в текущей, переменчивой действительности, подниматься выше «муравьиной» суматохи злобы дня и распознавать вектор будущего.

Одним из таких провидцев (это — не красивое слово, а в этом случае просто констатация факта) был Иван Лысяк-Рудницкий (27.10.1919 — 25.4.1984), выдающийся ученый украинской диаспоры, историк, философ, общественный деятель, эссеист с европейским именем. Только что исполнилось 92 года со дня его рождения, и хочется быть уверенным, что наша гуманитарная общественность (а особенно молодежь — ведь прежде всего к ней были обращены труды историка) почувствует потребность опять неторопливо и вдумчиво перечитать произведения Лысяка-Рудницкого. А они на самом деле стоят того.

«Украина между Востоком и Западом», «Соотношение национально-освободительных соревнований и общедемократических принципов в украинской истории», «Что дала Украина Европе на протяжении веков и чем, в свою очередь, обязана Европе?», «Что значит быть либералом и европейцем для современного украинца?» — все это лишь сравнительно небольшая часть тех проблем, которые волновали Ивана Лысяка-Рудницкого до последних дней жизни (а еще он был блестящим историографом, исследовал творчество Драгоманова, Франко, историю украинской национальной революции XVII века, украинско-польские и украинско-немецкие взаимоотношения...). Стоит ли говорить, насколько востребованы все эти темы, которые изучал и поднимал прославленный историк сегодня, когда Украина делает свой геополитический выбор и определяет свое будущее, возможно, на десятки лет вперед? Лысяк-Рудницкий, будучи украинским националистом и патриотом в точном и лучшем смысле этого слова, в то же время был и настоящим демократом и европейцем (не по месту жительства, а по мировоззрению!), что, бесспорно, преумножает ценность его наследия. Он блестяще доказывал примером собственного научного творчества, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с шумной демократией, ксенофобией, с ненавистью к представительским демократическим институтам, к свободе слова и мысли, а, наоборот, строится на крепком фундаменте и национальной, и общечеловеческой культуры.

КОММЕНТАРИИ

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор:

— Иван Лысяк-Рудницкий был автором коротких, но хорошо документированных эссе, над каждым из которых он работал очень долго. В них можно найти много таких вещей, которые заставляют задумываться над будущим современного украинца. В начале 1950-х Лысяк-Рудницкий говорил, что в Советской Украине сохраняется надежда на независимость, на то, что украинский народ, как только произойдет кризис в центре, который все держит методами террора, — обессилит его, и Украина сразу же восстанет. И, собственно, так и произошло. Но Украина, возникшая в 1991 году, была практически советской, но на протяжении последних 20 лет интеллигенция сделала много, чтобы украинцы вспомнили свое прошлое, славные традиции середины XVII и начала ХХ века. Все это особенно ценно для молодого поколения, так как украинская история постепенно становится частью нашего бытия. Лысяк-Рудницкий был мало известен в Советском Союзе и, к сожалению, малоизвестным он остается и теперь в современной Украине. Он был не просто историком, а еще и великим философом, ведь на его трудах можно учиться и познавать историю, так как они не устарели, а, наоборот, являются пророческими.

В труде «Между Востоком и Западом» Лысяк-Рудницкий понимал срединное положение Украины в геополитическом пространстве. После того как Украина стала частью российского государства, она осуществляла просветительскую роль и в дальнейшем в империи, так как имела наследство европейского типа, поскольку несколько сотен лет часть ее была в составе Речи Посполитой — сугубо европейского государства.

Кирилл ГАЛУШКО, кандидат исторических наук, доцент, председатель Всеукраинского научного гуманитарного общества:

— Основные усилия и труд Ивана Лысяка-Рудницкого были направлены на то, чтобы украинские общественные науки — и история, и политическая наука, и социология — соответствовали мировому уровню. Рудницкий был посредником между североамериканским научным миром, формулировавшим основные идеи в обществоведении с одной стороны, и украинской наукой, в частности — украинскими научными институциями в США и Канаде, представляемыми диаспорой. Он мог достойно рассказать американцам об украинских делах и украинцам донести свежие и актуальные американские научные идеи. И в этом заключалась его миссия, то есть Лысяк-Рудницкий выступал как ученый-коммуникатор, связывающий между собой два довольно разных мира: украинские проблемы и американскую науку.

Иван Лысяк-Рудницкий писал в особенном жанре — эссе, который тем и хорош, что позволяет исследователю делать короткий, но основательный синтез из науки наряду со своими впечатлениями. Эссе позволяет намного больше, нежели научная монография: в меньшей по объему форме запустить в оборот достаточно много хороших идей, но не посвящать им грубый том. Поскольку эссе прочитает намного больше людей, поэтому это одновременно наука, ведь создано оно научным работником, а также и популяризация знания, через доступность формы. Лысяк-Рудницкий в украинском научном пространстве, создавая эссе, стал фактически «классиком жанра», так как излагал свои идеи интересно, основательно, а главное — доступно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать