«Путешествия» на восток... за льготами
Статус участника боевых действий уже получили сотрудники областных «Укравтодоров», военной прокуратуры ГПУ, Минрегионстроя, Укргосцентра радиочастот, Администрации Президента Украины...Недавно несколько депутатов наведались в Государственную службу по делам ветеранов войны и участников АТО. Требовали показать списки гражданских лиц, уже получивших такой статус. Сотрудники областных «Укравтодоров», военной прокуратуры ГПУ, Минрегионстроя, Укргосцентра радиочастот, Администрации Президента Украины присутствуют в этом перечне. По состоянию на 2 февраля этого года на рассмотрение межведомственной комиссии поступило 173 дела от гражданских лиц. Рассмотрено 165, а статус участника боевых действий предоставлен 62 лицам, 26 из них — это прокуроры Донецкой области (!).
Имели ли право эти граждане получать звание участника боевых действий? По закону — да, поскольку в постановлении правительства относительно того, кому предоставляется статус, есть строка: «сотрудникам предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции в районах ее проведения». А вот с точки зрения морали и справедливости?
Если руководствоваться вышеупомянутой нормой, то на звания и льготы претендуют медики, волонтеры, мирные жители, находящиеся в зоне АТО, достаточно лишь собрать необходимые документы. Но именно эта категория граждан почему-то не спешит, в отличие от чиновников. Особенно тех, кто подпадает под действие люстрации. Статус АТО для них становится спасательным кругом, этаким оберегом. Скандал с заместителем министра Минрегионстроя Дмитрием Исаенко, который добровольно-принудительно отказался от статуса, — это лишь начало. В Администрации Президента сообщают, что три их сотрудника, тоже получившие звания, уже уволены с должностей. Следовательно, в аппарате Президента признают, что эти лица получили их нечестным и неправовым путем.
Признать ошибки — это одно дело. А теперь от чиновников ждут законодательных инициатив, которые бы делали невозможными подобные злоупотребления в дальнейшем. Премьер-министр Арсений Яценюк отреагировал на досадные инциденты так: статус участника боевых действий выдавать лишь тем, кто с оружием в руках защищает Украину: Минобороны, МВД, Государственная пограничная служба, Нацгвардия, СБУ, Госспецсвязь, Служба внешней разведки, Государственная служба охраны, ГСЧС, Государственная пенитенциарная служба и Служба спецтранспорта. Гражданским же предлагает увеличить вдвое заработную плату, если те выполняют свои функции в зоне АТО. Тех, кто подал неправдивые сведения, такого звания лишить. Но ни слова о том, какое такие лица понесут наказание.
«День» поинтересовался у Госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО, как получилось, что статус получили 26 донецких прокуроров, и будут ли их лишать звания?
— Я не владею этой информацией. Думаю, что получение кем-то статуса — это не по прихоти межведомственной комиссии. Если поступают документы, то они рассматриваются коллективно, если они отвечают постановлению, есть все справки, то служба рассматривает их. Если документы поддельные или сфальсифицированные, этим должны заниматься другие органы, — прокомментировал Сергей Кириленко, главный специалист сектора информационно-аналитической работы, взаимодействия с СМИ. — Что касается злоупотреблений, то у нас есть общественный совет, он может проконтролировать этот вопрос. Есть разные гражданские — чиновники, которые туда поехали и воспользовались этим, по поводу чего мы проводим следственные действия. Но есть и сотрудники предприятий, в том числе оборонных, которые привлекались АТЦ при СБУ, как у них можно отбирать статус, если они принимали участие в АТО?
А вот депутатам глава Госслужбы Артур Деревянко на вопрос, за что статус присвоили сотрудникам Администрации Президента, ответил кратко: «Так надо». Относительно донецких прокуроров свое объяснение есть у адвоката, председателя Киевского союза участников боевых действий Андрея Мамалыги: «Все документы «вылизаны» и в наличии: выдержка из приказа Антитеррористического центра при СБУ о привлечении указанных лиц к АТО тоже есть. Полагаю, что следом пойдут прокуроры Луганской области, судьи Донецкой и Луганской областей, сотрудники милиции, СБУ, МЧС, если их не остановить», — прокомментировал юрист в социальной сети.
«Дню» же Андрей Мамалыга объяснил, что пока не изменятся законы, на основании которых предоставляется этот статус, проблема будет существовать и в дальнейшем. Однако никто ничего менять не хочет.
— Я считаю, статус участника боевых действий нужно давать только военнослужащим и лицам, с оружием в руках защищающим родину. Все остальные гражданские должны получать статус участника войны, там другой объем льгот. В Антитеррористическом центре при СБУ должны определять субъектный состав лиц, которые принимают участие в АТО как комбатанты или некомбатанты, то есть как военные или гражданские лица. Почему-то этим там не занимаются. Определить субъектный состав довольно просто: кто с оружием и кто привлечен в АТЦ, автоматически должны получать статус участника боевых действий. Есть версия, что гражданским лицам нужно выплачивать денежную компенсацию, чтобы они не требовали этого статуса. Западная практика говорит, что с гражданскими заключается контракт, что их жизнь и здоровье страхуется, а статуса они не имеют, — добавляет Андрей Мамалыга.
Адвокат признает, что проблема сложная и, как ни крути, риски для злоупотреблений остаются. И будут до тех пор, пока правительственные чиновники не возьмутся за это всерьез.
Выпуск газеты №:
№22, (2015)Section
Общество