Перейти к основному содержанию

Путешествующая наука

В наибольшей в Украине громаде заработал мобильный музей-лаборатория для самых младших ее жителей
20 января, 17:55

22 интерактивных экспоната для изучения географии, геологии, физики, химии, математики представляет передвижной музей науки, который открыли в Дунаевецкой ТГ. Это наибольшая территориальная громада Украины и самая прогрессивная в Хмельницкой области. Она объединяет свыше полусотни сел и один город, а это 37 тысяч населения. Прославилась тем, что превратила свалки и пустыри в солнечные электростанции. Они принесли громаде прибыль, которая позволила не только улучшить социальную инфраструктуру, но и вводить инновационные проекты. Собственно, мобильный музей-лаборатория стал одним из таких. Его громада реализовала в партнерстве с Агентством регионального развития Хмельницкой области при поддержке Правительства Швеции. Стоимость проекта составляет 1,8 млн грн. А особенность музея-лаборатории в том, что он может работать как стационарно, так и мобильно, то есть курсировать по всем населенным пунктам громады. Сейчас музей работает на базе центра внешкольного образования, а как только потеплеет, наука попутешествует в села громады.

ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К НАУКЕ И ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Идея создать мобильный музей науки возникла у авторов проекта в связи с ковидным периодом, который воспрепятствовал полноценной учебе. Дистанционка показала, что дети, особенно в сельской местности, теряют заинтересованность к точным и естественным наукам. Как свидетельство этого, абитуриенты во время последних двух вступительных кампаний начали меньше выбирать специальности, связанные с точными науками, отдавая преимущество гуманитарным. Следовательно, найдя проект «Усиленное партнерство для устойчивого развития» от UNDP Ukraine/ПРООН в Украине» Агентство регионального развития Хмельницкой области и Дунаевецкая территориальная громада решили подать заявку на создание мобильного музея науки, который дал бы доступ к качественному образованию во время пандемии. Грантодателям идея так понравилась, отмечает коммуникационщица Агентства регионального развития Хмельницкой области Алла СОБКО, что они добавили финансирование, которое позволило создать как мобильный музей-лабораторию, так и стационарный — на базе центра внешкольного образования Дунаевецкого городского совета.

«Мы написали проект «Мобильный музей-лаборатория для школьников: доступ к качественному образованию в условиях пандемии COVID-19», который должен был бы передвигаться между учебными заведениями Дунаевецкой громады. Его цель заключалась в том, чтобы повысить интерес детей к точным наукам и заинтересовать к учебе в условиях пандемии, — рассказывает Алла. — Подали его на конкурс осенью  2020 года и выиграли. Реализацию начали в 2021-ом, а уже в январе 2022-го открыли центр науки. По условиям конкурса финансирование происходило 50 на 50, из них 50% предоставило Правительство Швеции в рамках программы ПРООН, остальные материальные и нематериальные ресурсы — Агентство регионального развития Хмельницкой области и Дунаевецкая территориальная громада».

ИЗМЕРЯТЬ ШАГАМИ КИШЕЧНИК ИЛИ ПОНЯТЬ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ

В музее представлены яркие интерактивные экспонаты, благодаря которым «на пальцах» можно понять, что такое атомы и молекулы, как двигается звук, что такое азбука Морзе, как устроен человеческий организм, есть интерактивный песок, который позволяет понять внутреннее строение Земли и много других увлекательных устройств. Фактически музей дает возможность изучать разные предметы и явления. Все экспонаты так сконструированы, что могут легко разбираться, некоторые имеют колеса, потому их легко можно переносить или транспортировать. Кроме того, для потребностей музея приобрели прицеп и палатки, что позволит перевозить экспонаты в учебные заведения и экспонировать их на улице. Парные предметы позволяют изучать предметы в нескольких школах одновременно.

«В музее-лаборатории представлено 16 экспонатов, часть из которых парные, как к примеру, для изучения азбуки Морзе или тренировка памяти на скорость. Поэтому всех вместе — 22 экспоната. Они предназначены для изучения математики, физики, геологии и даже строения тела человека. Экспонаты в музее-лаборатории дают возможность изучать школьные предметы, применяя привычные для детей гаджеты. Например, длину кишечника в организме человека можно измерять шагами, а понять строение Земли поможет цветной песок. Настолько мне известно, это первое такое заведение в Хмельницкой области, которое создано именно для изучения предметов из школьной программы, — отмечает Алла Собко. — Первая тестовая экскурсия в музее состоялась 21 декабря. Ее для преподавателей и детей провел разработчик экспонатов Сергей Биченко из Харькова. Кроме того, для 30 педагогов, которые будут работать в музее, провели обучение коллеги из музея науки, который действует в Тернополе. Теперь они оттачивают свое мастерство, чтобы максимально эффективно передавать опыт другим учителям, параллельно принимают юных посетителей. А в планах — проведение экскурсий для детей из других громад».

ВСЕ КРУЖКИ В ГРОМАДЕ, В ЧАСТНОСТИ Й МУЗЕЙ-ЛАБОРАТОРИЯ, — БЕСПЛАТНЫЕ

Реализация этого проекта дала толчок к реорганизации внешкольного образования в громаде, сформировав единое заведение — Центр внешкольного образования, который сейчас имеет разные подразделения. На сегодня в центре действует 74 разнообразных кружка, в которых учится 930 детей. Кроме того, в громаде организовано 28 секций по изучению окружающей среды, из которых шесть являются структурными подразделениями гимназий, где учится 1095 деток. В целом в громаде проживает 3783 ребенка, которые получают образовательные услуги в 20 общеобразовательных школах. Главная задача для педагогов, как говорит заместитель Дунаевецкого городского головы Алла БЕЦ, — предоставить доступ к качественному образованию всем детям громады, независимо от того, проживают они в селе или городе. Следовательно, посещение всех кружков для школьников — бесплатное.

«До открытия центра науки, который заработал на базе центра внешкольного образования, у нас было три учреждения: Дом школьника, Эколого-натуралистический центр и велотренировочная база. То есть, вне школы действовало три направления. Когда, лет четыре тому назад, началась работа по развитию туризма, велотренировочную базу подчинили культуре. А в прошлом году решили объединить Дом школьника и экологов и создать полифункциональное заведение, потому что изменились и потребности, и условия времени. Речь шла не о том, чтобы все забыть и начать с нуля, совсем нет. Мы провели опрос среди родителей, детей, учителей и определили перечень кружков, которые нужны. Прибавили еще группу для детей с 3 трех лет по дошкольной подготовке и развитию творческих навыков. Теперь это один из самых популярных кружков, — рассказывает заместитель городского головы. — Одновременно возникла идея о создании музея науки, потому что у детей надо развивать понимание естественных явлений и предметов. Но все это не о или ради зарабатывания средств, все кружки и музей-лаборатория работают на бесплатной основе для родителей, а об инвестициях в развитие образования для детей. Мы уже имеем понимание, как выстроить образовательные проекты, какие дополнительные услуги можно внедрить и как в целом организовать работу такого центра. Есть специалисты, которые пришли с новыми идеями. Сейчас пока что нарабатываем экскурсии для деток нашей громады, потому что есть колоссальный запрос. А дальше будем сотрудничать с другими громадами и рекламировать себя таким образом».

Громада уже имеет опыт предоставления выездных услуг, в ней успешно работает выездной ЦНАП. По подобному принципу планирует работать и мобильный музей. После весенних каникул составят график выездов: сначала науку в экспонатах повезут в села громады, а потом и в соседние ТГ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать