Перейти к основному содержанию

Работа на ближайшие 10–15 лет...

Израильские психологи при поддержке Посольства Государства Израиль в Украине учат наших специалистов работать с последствиями войны
23 февраля, 15:48

В Украине — свыше одного миллиона переселенцев, увеличивается количество раненых и  убитых мирных жителей и военных. Израильские психологи, при содействии Посольства Государства Израиль в Украине, сегодня практически и методически помогают украинским психологам и психотерапевтам. Сотрудничество будет продолжаться, поскольку в Украине есть большой запрос на такую помощь: это военные и их семьи, переселенцы, дети переселенцев, врачи, волонтеры, сами психологи — все это разные «пласты» работы, как говорят израильские специалисты.

«У ВАС ОПЫТ — БОЛЕЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЙ, НО ИНТЕНСИВНЫЙ»

— С Украиной у нас  тесное сотрудничество. Мой коллега Мотя Пикельнер высказался, что еще неизвестно, у кого больше опыта. Потому что у израильских психологов — многолетний опыт, а у вас — очень интенсивный, — говорит психолог, ведущая родительских групп, семейный консультант Гила Петрова (Израиль). — Я работаю в ульпане — это место, где учат иврит приехавшие в страну. В настоящее время ульпаны забиты украинцами, которые имеют право на репатриацию. Летом приехала женщина из Донецка, с которой я пообщалась. У нас тогда была война: воют сирены, все напуганы, бегут в бомбоубежища... И наш народ жалуется: «Опять это повторяется... Сколько это будет продолжаться?..» А эта донетчанка говорит: «Вы не знаете, что у вас — прекрасная война, нам бы такую войну!» Она имела в виду, что здесь людей предупреждают, что нужно спрятаться. И не в полуразрушенный подвал, а в специально подготовленное место, где есть коврики, и туалеты, и все условия для жизни... В этом понимании, у вас опыт — более кратковременный, но интенсивный и внезапный. Я понимаю, что всем, и психологам в том числе, очень трудно к этому адаптироваться, подготовиться и стать профессионалом. Потому что в Израиле, например, мы изучаем травму целый год, а не три дня, как здесь.

«МЫ НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ К ТАКОМУ ОБЪЕМУ ЗАДАЧ»

Подготовка специалистов для работы с травмой, по словам отечественных специалистов, касается работы на всех уровнях — от социальных работников и врачей, которые общаются с военными на передовой, до психотерапевтов и психиатров для длительной работы дома. К тому же, по словам директора Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирины Пинчук, «нужно работать с обществом и поднимать «планку» — понимания важности психического здоровья.

— Мы не были готовы к такому объему задач. Изучали опыт разных стран, но на практике возникло очень много проблем. И не только работа с бойцами, но и с их семьями, переселенцами. С учетом того, что именно в Израиле эти события продолжаются и сегодня и есть большой практический и теоретический опыт, сотрудничество с таким коллегами очень актуально, — говорит директор Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирина Пинчук. — За последних полгода в Украине было много таких тренингов. Мы как научно-исследовательское учреждение мониторим их участников «на выходе» — хотим узнать, какой опыт они получают и его практичность. Наши специалисты очень позитивно отзываются о семинарах, организованных израильскими тренерами при поддержке Посольства Израиля. Также мы планируем совместную методологическую научную работу, которая заключается в создании методических рекомендаций как для бойцов, так и для специалистов (психологов, психотерапевтов и психиатров). Мы понимаем, что в ближайшие 10—15 лет у нас будет очень много работы. Нужно выстраивать еще и организационную модель предоставления помощи, которая на разных этапах еще на нуле. Сегодня у нас есть ресурсы, например, медицинские заведения, но они не отвечают потребностям. Например, большое число бойцов лечат в психиатрических больницах. Это — неправильно. Нужно создавать альтернативные стационарные амбулаторные службы: я бы сказала, нужно создавать новую идеологическую модель для предоставления помощи людям, которые получили психотравму. Важно, что мы уже начинаем видеть, что не все иностранные методики можно внедрить на практике в Украине, мы понимаем, что нужно учитывать культурные особенности. И нам нужна научная почва, чтобы пересмотреть этот материал.

КАК ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ ДОМ, РОДНЫХ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ

В Израиле, например, создан государственный институт, который занимается проблемой травмы, действует государственная телефонная линия для психологической помощи.

— У нас есть специальная линия, на которую любой человек может позвонить по телефону и получить консультацию, даже если проблема не связана с боевыми действиями. Это касается особенно молодых людей, и мы видим, как снижается процент самоубийств среди них, — говорит заместитель Посла Государства Израиль в Украине Ицхак Кармель Каган. — Не секрет, что прошлым летом у нас тоже была антитеррористическая операция в секторе Газа, а перед этим около полутора года обстреливали юг Израиля. Также в последние два месяца 1,5 миллиона человек Государства Израиль все время проводили в бомбоубежищах...  На тренинге идет речь о том, как помочь человеку, который потерял дом, родных или здоровье, понять, что жизнь продолжается и найти цель в жизни. Тренеры, которые ведут занятия, — профессионалы. Моти Пикельнер — психолог и резервист военной службы, больше знает боевой спектр травмы. Психолог Гила Петрова специализируется на работе с беженцами и детьми.

Запрос на работу с травмой (разной) в Украине — действительно большой. Так, в 2011 году израильские тренеры проводили тренинг для психологов, которые работают с ВИЧ-инфицированными людьми... В декабре прошлого года был организован семинар в Киеве для священников, тоже нуждающихся в психологических знаниях и поддержке. Также израильские психологи провели недавно тренинг с семьями в Харькове. Подобные семинары-обучения будут проводиться в Украине регулярно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать