Радзивиллиовские ясени и тополя пошли... на дрова
Почему на Волыни вырезали деревья с обеих сторон дороги, которую проложил еще последний из представителей знаменитого княжеского рода?![](/sites/default/files/main/articles/03022020/11radzyvyliv.jpg)
«Радзивилловская дорога»... «Олыцкий тоннель»... Кто не успел увидеть, уже и не увидит никогда. Уничтожили... Болит!» — такие преимущественно впечатления переполняют в настоящее время соцсети, потому что природное чудо — деревья, которые срослись кронами и образовали своеобразный тоннель, — видели и оценили в свое время много людей. Если ехать из Киева на Луцк, то недалеко при въезде в Волынскую область, на так называемом цуманском перекрестке, в сторону отходит дорога. Неширокая, безлюдная, потому что вокруг — лес и поля.
Но это и есть знаменитая Радзивилловская трилинка — путь, который незадолго по началу Второй мировой войны проложил Януш Радзивилл, последний из владельцев Олыцкого замка — одной из резиденций известного в истории княжеского рода. Олыцкие Радзивиллы были хорошими хозяевами, а у своих подданных оставили преимущественно хорошие воспоминания. По крайней мере, когда уже 20 сентября 1939 года органы НКВД арестовали Януша вместе с сыном Эдмундом, а на следующий день организовали «народный суд» в Олыке, на который согнали людей из сел и поместья, то большинство людей проголосовали за освобождение князя и его семьи. Их, конечно, уже не отпустили, но это другая история. В 1937—1938 годах Радзивилл проложил тракт из Олыки через Залесочье в сторону Цумани. Выложили дорогу бетонными шестигранниками, так называемой трилинкой (дорожное покрытие, которое инженер Владислав Трилинский (отсюда и «трилитка») запатентировал в 1935 году). Даже сегодня эта олыцкая «трилинка», уложенная свыше 80 лет тому назад, в неплохом состоянии, хотя, конечно, немного пострадала от времени. Князь не успел довести тракт до цуманского перекрестка, два километра дороги выложены плитами другого типа, и уже не раз ее покрывали асфальтом. А трилинка как стояла, так и стоит.
Где-то четверть века тому ее начали ремонтировать. То есть начали снимать и покрывать дорогу асфальтом. Наверное, сняли бы всю трилинку, но тот процесс тогда вовремя остановили. Потому что эта дорога не просто исторический тракт, это важна исторический памятник, туристическая изюминка. Если и реставрировать дорогу, то только трилинкой.
Поэтому, собственно, и возмутились в настоящий момент люди, что после того, как над трилинкой уничтожили почти совершенно все деревья, старые и не совсем, не появится ли тема «аварийной дороги»?! В прошлом году депутаты Волынского областного совета приняли областную программу возрождения историко-архитектурного наследия поселка Олыка на 2019—2024 гг. Как сообщила краевед из Олыки Валентина ХАРКОВЛЮК, в планах было полное возобновление трилинки и использование ее как туристической аттракции: «Предусматривалось ограничение движения тяжелого транспорта, возобновление старого тротуара и обустройства объездной дороги».
А теперь деревья, которые в начале тракта образовали природный тоннель, срезали...
Изумлены не только местные. Екатерина ТЕЛИПСКАЯ, начальник управления туризма и промоции города Луцкого городского совета, говорит: «Я шокирована! Меньше, чем год назад, привозили туда журналистов — и украинских, и иностранных в рамках пресс-тура. Они там фотографировались и писали в своих репортажах об этом тоннеле... Как немудро...». Дорога эта относится к территории Дидичевской сельской рады. Ее голова Галина РОМАНОВА в комментарии «Дню» отметила, что не один раз ей сообщали люди об аварийных деревьях на этой дороге: «Как перед директором из Залесочья за метр от машины упало дерево, и что она передумала, ожидая, пока приедут мужчины и примут его». Галина Павловна говорит, что решения о срезании деревьев над трилинкой постановляли в ОГА. Комиссия, которая здесь должна была осуществлять анализ состояния деревьев, ее вроде бы к себе не звала. «Мне сказали найти квартиру для дорожников, и все», — делится голова.
Думаю, ОГА все же принимала решение по чьему-то обращению. Громада, вероятно, должна была знать о таких масштабных работах на своей территории. Потому что если срезали совсем трухлявые деревья, а они были, то можно ли там было что-то спасти, подсадить вместо срезанного?... Местные жители рассказали мне, как «резуны» продавали древесину на дрова. А были, говорят, и достаточно неплохие стволы. Древесину вывозили большими машинами. Людям, в принципе, никто к сведению не ставил, куда везут, кто на том заработает, что с того получит громада. Или информации было слишком мало. Поэтому, считаю, и кривотолков, пересудов в настоящее время вокруг срезанных деревьев.
Уничтожен навсегда природный тоннель, который по своей привлекательности конкурировал с более известным «тоннелем любви» в Клевани, где его сделали туристической аттракцией, ухаживают за деревьями, которые стареют, и денежки на этом зарабатывают. Больше всего, что меня поразило в этой истории, это даже не бездушность, я бы сказала, в наведении порядка на тракте. Поразили настроения людей, которые говорили: «Здесь, на месте, не к кому обращаться. Это никому не нужно, никто нас слушать не будет. Нужно как-то полякам дать знать, что смогут теперь и трилинку уничтожить. Поляки реставрируют костел в Олыке, присматриваются к замку Радзивиллов, может, им не будет безразличной и судьба исторической дороги?..»
Выпуск газеты №:
№19, (2020)Section
Общество