Перейти к основному содержанию

Рамаяна, живущая во Львове

В «столице» Западной Украины — музейный бум
15 июня, 00:00

Мода — вещь почти повелительного порядка. И когда в ХVII веке в Европе каждый порядочный хозяин начал строить в своем замке китайский дворец, то это она так распорядилась, такими были ее веяния. А кому хочется выглядеть отсталым и темным? Не могли дворец построить, так хотя бы комнатку организовывали или характерный мостик строили… Так и владельцы Золочевского замка, дворцовое описание которого каждый владелец составлял, в 1768 одно из экзотических сооружений так и назвали — Китайский дворец. И хотя за время своего существования строение пережило множество разрушений, наши современники пришли к выводу, что дворец стоит реставрировать, ведь в Европе такие дворцы по пальцам можно пересчитать, не более трех, а на территории Украины больше нет вообще. Реставрация ведется на территории всего Золочевского замка, являющегося одним из ярчайших образцов фортификационного искусства конца ХVI— начала ХVII веков. Здесь сохранилась неоголандская система обороны бастионного типа. Учитывая то, что с 1870 года в Золочевском замке устраивают тюрьму, которая существует здесь вплоть до 1954 года, сами понимаете, какие разрушения пережил замок и как сложно его восстановить.

Во время существования в замке тюрьмы, в китайском дворце была прачечная, баня, а в ротонде — часовенка для узников. На куполе ротонды соответственно стоял крест. Очевидно, поэтому возникло предположение, что это часовенка, построенная Яном III Собесским в честь победы над Веной. Его повторяли многочисленные исследователи. И только когда замок закрыли на реставрацию, дворцу вернулось бывшее название.

К сожалению, не нашли исследователи документальных данных о времени постройки Китайского дворца, не сберегла история и имя его архитектора. В рельефах над дверями второго этажа ротонды есть изображение семейного герба Собесских «Янина» и королевской короны. Следовательно, можно предположить, что дворец построен еще при Яне Собесском, который разбил вокруг дворца еще и Восточный парк.

Пятнадцать лет шла реставрация Китайского дворца, пришлась она на сложное время государственного становления, нехватки денег... Поэтому так со скрипом дело и продвигалось, и если бы не спонсоры, не было бы торжественного открытия Китайского дворца, состоявшегося недавно. «Львівська пивоварня» перечислила 100 тысяч гривен. Польский фонд Лянцкоронского дал средства абсолютно на все витрины. А народный депутат Петр Писарчук за свой счет сделал во дворце отопление, полы, мост и еще кое-что на общую сумму около трех миллионов гривен. Жаль, что к Дню музеев не успели, да и в день торжества, пока ожидали гостей, последнюю ступеньку при входе во дворец строители доделывали. У нас же, как всегда, — аврал, деньги выделяются в последний день, кстати, чтобы закончить дворец, нужно еще не менее 350 тысяч гривен. Не выплачена зарплата людям, работавшим на реставрации здания. Директор Львовской картинной галереи Михаил Возницкий откровенно признался, что реставрация дворца проходила практически всего два последних месяца, сделано было самое важное, поэтому и пришлось музейным работникам, задумавшим во дворце создать отделение восточных культур Львовской картинной галереи, чуть ли сутками работать над экспозицией.

Конечно, может возникнуть вопрос, разве на Львовщине может набраться столько интересных образцов восточного искусства? Сами галерейщики были некоторое время в замешательстве. А потом обратились за помощью к другим львовским музеям, и, к своему удивлению… начали получать подарки от послов восточных государств. Вот и сегодня их ждет в Министерстве иностранных дел огромная посылка от арабов, только за растаможивание которой галерея заплатила 6 тысяч гривен. Возницкий даже не знает, что там. Однако надеется, что что-то ценное, как, например, подарок индонезийский посла «История Рамаяны Махабхараты» — резное деревянное панно, привезенное из Бали. Возле панно каждый восторженно присвистывал или раскрывал рот: и как так можно вырезать по дереву, чтобы Рамаяна перед зрителем представала в несколько слоев?! И посол Индии внес свою лепту в экспозицию музея. Вот теперь арабский подарок на очереди.

Однако не только восточное искусство представлено сегодня в Китайском дворце, представлено и влияние Востока на Украину, что, кстати, всегда имеет и обратное действие.

— Мы находимся на границе между Востоком и Западом, это надо помнить. Потому сочли нужным показать, — сказал Михаил Возницкий, — несколько знаменитых фигур, сделавших свой вклад во взаимопроникновение культур. Называем пятерых людей — Роксолану; Михаила Боима, отправленного императором Мин за помощью, когда манджуры напали на Китай; Вацлава Жевуского, которого арабы считали эмиром (он строил там школы и больницы); Юрия Кульчицкого, который отрыл первую кофейню в Европе, и Василия Ярошинского — слепого писателя-самородка, исследовавшего малоизвестный для европейцев фольклор, знавшего 20 языков; он несколько лет жил в Японии. Кстати, судьба этого исключительного человека особенно волнует. Уже в немолодом возрасте он вернулся на Родину, однако ничего лучшего, чем преподавание в ПТУ ему советская власть не доверила. Свой багатый архив Ярошинский завещал украинскому обществу слепых. После его смерти эти архивы погрузили в три грузовика, вывезли в лес и сожгли… Думаю, нам удастся продолжить этот список.

Вообще этот год для музейщиков Львовщины на удивление удачен. Скоро картинная галерея начинает работать над экспозицией музея в селе Руда, недалеко от Стрыя, где районная администрация отремонтировала здание больницы, и теперь здесь будет музей Ивана Выговского. По некоторым данным, именно в этом селе в склепе церкви Воздвижения и похоронен Выговский, который в 1657 году на Корсуньской раде окончательно был утвержден гетманом, считал, что Украина не должна никому подчиняться и должна жить со всеми соседями в мире.

А еще один музей строится в Брюховичах, в нескольких километрах от Львова. И строит его восьмидесятилетний Михаил Дзиндра, чтобы было где разместить свои работы. Уже немолодым человеком он вернулся из Канады в Украину. Для своего переезда заказывал целый пароход, потому что вез около 1000 скульптур, которые хотел отдать государству. Однако помещения для этого замысла не нашлось, вот и пришлось Дзиндре строить музей самому. Для этого продал дом в Канаде, и будет теперь в Брюховичах первый в Украине музей модерного искусства. Его открытие планируется ко Дню Независимости Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать