Распахивание или разорение?
Как уникальная «Тарутинская степь» оказалась под угрозой уничтожения
История о потенциальном разорении самого крупного в Украине степного объекта, заказника «Тарутинская степь», напомнила другую — об изувечении «украинской Сахары», Национального природного парка «Олешковские пески». В обоих случаях речь идет об уникальных природных объектах, которые следует беречь как зеницу ока, но из-за посягательства чиновников на лакомые кусочки земли они оказались под угрозой исчезновения.
В случае с «Олешковскими песками» опасность исходила от Министерства обороны, которое еще до создания национального парка арендовало часть этих земель под военный полигон. Договор аренды давно закончился, но после начала войны с Россией учения там возобновились. К счастью, под давлением общественности и экологов удалось договориться с Минобороны об альтернативном полигоне, чтобы не изувечить уникальную песчаную пустыню.
ТЫСЯЧУ ЦЕННЫХ ГЕКТАРОВ — ПОД ПАХОТУ?
В истории с «Тарутинской степью» борьба только начинается. Заказник создан в 2012 году на территории целины, ранее входившей в состав Тарутинского военного полигона. Теперь его площадь — 5200 гектаров, под заповедные земли планировалось отдать 26 тысяч гектаров. Большую часть территории распахали еще до создания заказника. Теперь угроза очередного распахивания нависла над землями, официально имеющими природоохранный статус.
ФОТО С САЙТА WIKIMEDIA.ORG
«10—12 октября 2016 года научные сотрудники ОО «Центр экологического управления» обнаружили сельскохозяйственную технику, которая распахивала заказник. Он является местом распространения многих видов растений, занесенных в Красную книгу Украины, и обиталищ, включенных в Бернскую конвенцию. «Тарутинская степь» — это чуть ли не последнее в Украине место, где сохранилось редкое степное млекопитающее мышовка степная», — говорится в сообщении Международной благотворительной организации «Экология—Право—Человек», полученному «Днем».
Как выяснили экологи, в заказнике собираются выращивать сельскохозяйственные культуры. Соответствующий договор заключило частное предприятие «Шанс» с Белгород-Днестровской квартирно-эксплуатационной частью (КЭЧ), планируя пользоваться белее чем тысячей гектаров природоохранных земель. Данный договор юристы считают незаконным и напоминают: за повреждение заказника предусмотрена уголовная ответственность.
Теперь Тарутинская районная государственная администрация подала иск в Хозяйственный суд Одесской области, в котором требует запретить ЧП «Шанс» любые сельскохозяйственные работы и признать недействительным договор между ним и Белгород-Днестровской КЭЧ.
«ЗЛОСТНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ»
Важно одержать победу до того, как фермеры распашут степь. Кстати, на отстаивание «Олешковских песков» активистам понадобилось несколько месяцев. На наш вопрос, как часто случаются ситуации, когда от действующего объекта ПЗФ неправомерно «откусывают» довольно большой кусок территории, юрист «ЭПЧ» София Шутяк утешила, что это скорее исключение из правила.
«Чтобы такое придумать, нужно сознательно манипулировать законодательством. До 2004 года таких больших проблем не было. С тех пор выросла цена на землю, стало модно жить в особняках в красивых местах, которыми являются преимущественно объекты природного заповедного фонда, — замечает София Шутяк. — Если говорить о «Тарутинской степи», то заявлять, как это сделали составители договора, что нельзя защитить объект ПЗФ, потому что он не имеет ограничительных знаков или забора, — это лукавство. На заказник выдается охранительное обязательство на соответствующую райадминистрацию, она распоряжается природными ресурсами. С другой стороны, есть военный КЭЧ, который осознает, что является лишь пользователем земельного участка. Если следовать закону и процедуре, то эти земли нельзя использовать для сельскохозяйственных целей, потому что они охраняются как степь. К тому же КЭЧ, имея юристов, не может не знать законов, которые описывают, какие договоры имеют право заключать субъекты по использованию земельных участков. В договоре речь идет об использовании земли для улучшения финансового состояния КЭЧ. Но что улучшать, если оборонщики получают финансирование от государства? Я считаю, что в данном случае было злостное превышение полномочий определенного ряда служебных лиц, из-за чего уничтожается заказник, который является правом собственности народа Украины».
«ЕСТЬ ДОГАДКИ, ЧТО ЭТИ СХЕМЫ ПОКРЫВАЕТ МИНЭКОЛОГИИ»
Предотвратить такие конфликты можно лишь одним путем — привлечь к ответственности виновных. Также должна работать система контроля и надзора. Это — камень в сторону Государственной экологической инспекции, которая первой должна реагировать на подобные нарушения законов. По словам Софии Шутяк, известны случаи, когда инспекторы умышленно составляют неправильные протоколы, чтобы не доводить дело до суда. Так легче и проще работать.
«Я уже не говорю о ряде международных обязательств, которых Украина должна выполнять. То же Соглашение об ассоциации с ЕС, в 30-м разделе которого есть 29 директив относительно охраны природы, и пять из них касаются охраны биологического разнообразия, частью которого является степное разнообразие, — добавляет юрист. — У нас есть догадки, что все эти схемы на местах покрывают люди из Минэкологии. Есть много фактов, указывающих на это. Например, активисты слышали, как по этому поводу сотрудники министерства говорили по телефону с чиновниками в регионах».
Вероятно, проблема кромсания заповедных земель возникла не только из-за манипуляций законами. Сказывается отсутствие экологического воспитания. Разве юристы, составлявшие договор о распахивании «Тарутинской степи», не понимали, о каких землях идет речь? И разве чиновники не знали, для чего создавался заказник? Легче сделать вид непонимания ситуации, чем просчитать заранее последствия бездумных поступков.
Кстати, позицию Министерства обороны по ситуации озвучил в соцсетях волонтер и советник Президента Юрий Бирюков. Он заметил, что заказник не имеет никакой ценности, а с 2014 года министр обороны Степан Полторак начал жесткий процесс возвращения всех земель ведомства, утраченных ранее. К ним относится и «Тарутинская степь», которую Минобороны планирует сдавать фермерам в аренду, чтобы иметь собственные поступления. Экологи категорически против такой позиции и жаждут личной встречи с Юрием Бирюковым.
P.S. Когда верстался номер, в Киеве прошла пресс-конференция по ситуации с «Тарутинской степью». Представители различных организаций, в том числе WWF в Украине, Национального экологического центра Украины и МБО «Экология—Право—Человек», сообщили, что в течение двух недель фермеры по заказу Минобороны незаконно распахали почти половину заказника. Так, по состоянию на 4 ноября 2016 года около 1300 гектаров «Тарутинской степи» уже были распаханы, и еще около 1300 гектаров готовили к пахоте. С 3 на 4 ноября работы удалось остановить только потому, что активисты заблокировали технику. По предварительной оценке защитников природы, сумма убытков, нанесенных заповедному объекту, уже достигает по меньшей мере 60 миллионов гривен.
Представители общественности, среди которых юристы-экологи и специалисты по вопросам охраны флоры и фауны, призывают руководство Минобороны к публичному диалогу, направленному на прекращение уничтожения «Тарутинской степи», наказание виновных в соответствии с действующим законодательством Украины и восстановление поврежденной части территории заказника.
Выпуск газеты №:
№204, (2016)Section
Общество