РАЗНЫЕ ЛЮДИ
Украинцы глазами фотографа![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020621/4111-24-1_0.jpg)
Для фотохудожников сегодняшние украинцы — материал неисчерпаемый. С одной стороны — глобализация приносит в Украину новые тенденции. С другой — она мирно (пока еще) уживается с украинской культурой и набором ментальных особенностей ее жителей. В фотосессии сделана попытка создать эффект контраста и одновременно общности среза поколений XX и XXI вв. в Украине.
Первоначально серию фотографий планировали назвать «Разные люди», и это как нельзя лучше отображает замысел ее автора. Съёмка была студийной, стиль и методы — документальные. Около 40 работ (а планируется их создать еще 120—150) исполнены в единой изобразительной манере. Концепция подразумевала, что на одинаковом фоне, в идентичном световом решении будут сфотографированы разные типажи. Объектом исследования И. Гайдая стали как знаменитые наши соотечественники — певцы, актеры, художники, писатели, так и рядовые граждане — рабочие, учителя, пенсионеры... Главным критерием при отборе моделей была фактурность и фотогеничность самого человека. Например, безвестный работник метрополитена Николай Калюжный попал в поле зрения фотографа благодаря шикарной бороде, молодая мама с карапузом-сыном — своей радостной красоте. Интересно, что практически все участники проекта фотографировались без грима и в своей каждодневной одежде. Исключения составили только актеры. Впрочем, грим и сценические костюмы для них также естественны, как нагота — для профессиональной модели, или смокинг — для дипломата.
На каждого человека уходит от десяти до сорока дублей. Куда больше времени — на подготовительный период. Нужно и поговорить, и почаевничать иногда. Во-первых, это облегчает процесс съемки: замкнутые люди раскрепощаются. А ещё и самому автору интересно получше узнавать своих героев.
Проект финансировался студией И. Гайдая, но сейчас, когда в планах фотографа — издание полноценной книги объемом около 150 страниц, ее мощностей уже явно не достаточно. Поэтому Гайдай сотоварищи теперь ищут людей, для которых, как и для него, книга с портретами также станет делом принципа. Вскоре студия переезжает в Карпаты. Там Игорь собирается исполнить давнюю мечту — поснимать воспетых Коцюбинским и Параджановым аутентичных гуцулов. Далее — шахтерский регион, просто села в глубинке, где по-прежнему еще можно встретить тех самых «хустиночка мережана, вишиваная...» Именно тогда, по завершению этого турне, Гайдай и надеется издать книгу, потому что сейчас в его коллекции в основном киевляне, чего, как признает сам автор, явно не достаточно для полной реализации замысла.
Личность фотографа в этом проекте, считает Гайдай, второстепенна. Отсюда одинаковый фон и освещение, чтобы не влиять на процесс, а, скорее, его созерцать. В работе он постарался привлечь внимание к главному — человеку, личности. И судя по улыбающимся лицам, украинцы вступают в новый век с оптимизмом.
Выпуск газеты №:
№111, (2002)Section
Общество