Разрешенное... варварство
В Украине травят собак запрещенным в Европе, России, Беларуси препаратом![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120914/4164-10-1_0.jpg)
Экологические и зоозащитные организации Украины обратились к Минэкологии Украины с очередным требованием запретить использование такого страшного яда, как фосфид цинка. Требование к ведомству — снять с регистрации все препараты на основе этого химического соединения. Как рассказали экологи, в Украине уже более 50 лет беспризорных собак травят именно этим запрещенным препаратом. Как говорят специалисты, его официально закупают коммунальные службы, раздают дворникам, представителям санстанции, которые, положив фосфид в мясной фарш, истребляют животных. При этом в Ассоциацию зоозащитных организаций Украины почти ежедневно со всей страны приходят письма, присылаются видео, в которых говорится о случаях отравления котов или собак.
ФОСФИД ЦИНКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ПРЕПАРАТОМ В УКРАИНЕ, НО ЧЕТЫРЕ СОЕДИНЕНИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ — ОФИЦИАЛЬНО РАЗРЕШЕНЫ
— Фосфид цинка — это так называемый крысиный яд, отход металлургической промышленности. В основном у нас его применяют для протравки зерна перед посадкой или подсыпают в землю, где есть крысы или мыши. Фосфид цинка официально не зарегистрирован, но — парадокс — на его основе у нас делают четыре препарата, которые уже зарегистрированы в списке разрешенных, — говорит активист дружины охраны природы «Зелене майбутнє» Иван Парникоза. — Фосфид цинка — это оружие массового поражения, он имеет неизбирательные свойства. В этом большая угроза: попав в организм, это химическое соединение провоцирует образование газа, который отравляет животное, и оно в дрожи, в судорогах в течение нескольких часов умирает. Жертвами этого препарата становятся почти все звенья нашей экосистемы — начиная от маленьких грызунов, которые есть на страницах «Красной Книги» Украины. Когда-то это были вредители, а теперь они стремительно исчезают. К такой участи этих животных привел именно фосфид цинка. Также жертвами фосфида становятся другие животные, поедающие этих грызунов; а иногда, как рассказали наши коллеги, и люди, употребляя в пищу отравленных животных. Кроме того, имеются случаи умышленного отравления людей фосфидом цинка: получается, что в Украине доступным является вещество, способное отправить на тот свет людей.
По словам президента зоозащитных организаций Украины Аси Серпинской, такие отравления — самые страшные по уровню страдания животных. Это долгая мученическая смерть. Пани Ася отмечает, что беда еще и в том, что на вызовы людей, находящих животное, которое бьется в судорогах, милиция либо не приезжает, либо не дает направление на экспертизу. Если — в редких случаях — такое случается, то отказывают в лаборатории — то нет реактивов, то нет тестеров, то заламывают высокую цену. Из-за этого зоозащитники «на глаз» определяют, что животное умерло от фосфида цинка — по судорогам и большому количеству пены изо рта. И если в Украине уже есть случай, когда за издевательство над животными парень понес ответственность, то до сих пор ни один человек не был наказан за отравление.
— На всех раскладках, в киосках, на рынках сегодня свободно продают препараты, изготовленные на основе фосфида цинка. Около метро, на асфальте стоят бабушки, разложив на газете пакетики, — рассказывает Ася Серпинская. — Несколько лет назад в Ялтинском зоопарке было массовое отравление животных именно фосфидом цинка. Также в Киевском зоопарке всем известный слон Бой умер именно от фосфида цинка... В странах Евросоюза, а также России и Беларуси это химическое соединение запрещено, официально оно также у нас не производится, но ввозится из Китая и Индии, расфасовывается и продается. Только под давлением экологов недавно таможня запретила ввоз в Украину фосфида цинка, хотя нет гарантии, что даже после запрета он не будет ввозиться в Украину контрабандой. Но уже огромное количество его завезено в Украину, продается, рекламируется и используется. Это официально разрешенный яд, который используют санстанции, коммунальные предприятия. Конечно, есть и другие вещества, которыми травят собак и котов, но это — нелегальные методы. Сейчас Минэкологии зарегистрировано 7 препаратов на основе фосфида цинка. Вызывает огромное возмущение, что зная об огромном вреде экологии и опасности для людей, эта государственная структура охотно дает разрешение на использование в Украине этого страшного вещества. В то время когда существуют альтернативные методы борьбы с грызунами, которые не являются вредными для других живых существ. Это, например, заражение грызунов болезнями. А также — биостерилизация: когда грызунам дают препараты, чтобы они не плодились. В природе против них можно использовать их естественных врагов. Во всяком случае Европа, Россия без этого обходится.
ЯД УБИВАЕТ НЕ ТОЛЬКО СОБАК И КОТОВ, НО И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ, ЗИМУЮЩИХ В УКРАИНЕ
По мнению экспертов, производители фосфида цинка, а также институты и министерства, дающие «добро» на его использование, не хотят отказаться от него из-за дешевизны (альтернатива — дорогая), плюс — прибыли. При этом не только собаки и коты страдают от этого яда.
— В течение прошлой зимы мы с коллегами объездили тысячи километров в Херсонской и Одесской областях: видели сотни случаев использования этих препаратов — сотни людей, рассыпавших фосфид цинка на земле. Как правило, они рассыпают его совочками в местах скопления грызунов, у нор и в сами норы. Но проблема не в них. Проблема в том, что Украина является транзитером в афро-евразийском прольотном пути. И территорией нашей страны дважды в год — осенью и весной — летят разные виды гусей, которые частично останавливаются у нас на зимовку. Среди них есть такие виды, угроза исчезновения которых является глобальной. Их охраняет весь мир, и Украина, подписавшая ряд международных зоозащитных документов, тоже должна их охранять. И вот гуси клюют это протравленное зерно и погибают. Хотя территория степной зоны — огромная и все случаи невозможно зарегистрировать, мы знаем достаточно, чтобы сказать, что это масштабное явление. Мы помним, как в Харьковской области погибли почти 1,5 тысяч гусей. Тогда было доказано, что причина — фосфид цинка. В прошлом году мы работали на берегу моря в северной части Крыма и нашли 70 птиц хазар — это то, что осталось. Мы уверены, что их было больше — их растащили лисы, енотовидные собаки, — говорит научный сотрудник Института зоологии НАНУ Василий Костюшин.
Ярчайшим примером массового уничтожения краснокнижных животных фосфидным цинком ученые называют случай во всемирно известном заповеднике «Аскания-Нова». На его территории есть никогда не замерзающие пруды. Поскольку, по словам зоологов, «пресс охоты в степной зоне очень велик» и бедному гусю, решившему перезимовать в Украине, некуда деться, он, поев на полях, останавливается на ночевку в «Аскании-Новой». Вот там они и умирают. Однажды на этой территории нашли мертвыми аж 500 гуся. Были расследования, дирекция заповедника обращалась к правоохранительным органам, потому что они нашли место, где гуси ели (там, собственно, и был фосфид цинка), но дело не было доведено до конца... Кстати, среди них были и редкие гуси.
— С точки зрения охраны видов птиц, находящихся на грани исчезновения, и вообще с точки зрения цивилизованных стран Украина выглядит довольно варварской страной. Очень обидно, что никто ничего не хочет делать. Самое страшное, что ситуация будет только ухудшаться: если сейчас у нас на арендованных территориях экологов, зоозащитников пытаются запугивать, то как только земля будет приватизирована, туда никто не будет иметь доступа. И никто не будет видеть, что там погибает, в каких количествах и какие препараты там применяются... А контроль над использованием фосфида цинка у нас не просто слабый, он отсутствует совсем, — продолжает Василий Костюшин. — Учитывая масштабность использования препарата — не только осенью, но и зимой, когда нет снега, возникает непосредственная угроза отравления любых птиц — причем через час-два.
Эксперты отмечают, что в настоящее время в целом возросло использование химикатов в сельском хозяйстве: есть колоссальная разница между тем, как это было даже в советские времена, где, по крайней мере, все контролировалось, и нынешними временами. Например, сегодня у нас зарегистрировано 1200 разновидностей пестицидов, которые разрешено использовать. В Европе — 455. Ситуация слишком критическая, чтобы не обратить на нее внимание. Так, например, на фосфаты, содержащиеся в большинстве стиральных порошков, и Минэкологии, и Министерство экономического развития внимание уже обратили. Так, Министерство экономического развития и торговли предложило постепенно уменьшать долю содержания фосфатов в синтетических моющих средствах до полного запрета их использования с 2020 года. Соответствующий проект закона «О государственной регуляции синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» размещен на сайте министерства. Согласно документу, массовая доля фосфатов в пересчете на Р2О5 с 1 января 2013 года должна составлять не более 17%, с 1 января 2015 года — не более 10%, с 1 января 2018 года — более 5%. С 1 января 2020 года предлагается запретить производство, реализацию и размещение на рынке на таможенной территории Украины синтетических моющих средств и товаров бытовой химии с содержанием фосфатов.
Но почему-то чиновники игнорируют проблему распространения фосфида цинка. «Они что, не разбираются, где фосфаты, а где — фосфиды?» — спрашивает директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. При этом эксперты убеждены, что запретить использование яда массового уничтожения можно довольно легко — одним приказом министра экологии.
6 сентября природозащитные и зоозащитные организации Украины уже пикетировали Кабинет Министров Украины с требованием запретить использование фосфида цинка. Реакции не последовало никакой. Поэтому теперь экологи выйдут под стены Минэкологии с такими требованиями. Далее — иск в суд, поскольку, по словам экологов, использование фосфидов нарушает две международные природозащитные конвенции и три закона Украины. «Все восемь исков против Министерства природы мы выиграли», — оптимистично настроены защитники природы.
Выпуск газеты №:
№164, (2012)Section
Общество