«Разве это хобби? Это – жизнь»!
«Заньковчанка» Таисия Литвиненко мечтает об открытии Музея вышиванки![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090730/4132-24-1.jpg)
В переводе с английского, слово «хобби» значит «конек, увлечение». Но никак не хочется ни коньком, ни тем более увлечением называть красоту, которую десятилетиями с любовью собирает известная актриса Львовского Театра им. М. Заньковецкой — Таисия Литвиненко. Причем не только собирает, но и на сцену одевает. Она даже точно и не знает, сколько у нее вышиванок, и говорит: «Много». Показывая рубашки, чуть ли не распевает: «Вы посмотрите, какая это тонкая работа». Каждую прикладывает к сердцу, и аж светится: «Какая же это красота!».
В коллекции актрисы вышиванки из всех регионов Украины. Одну купила у какой-то тетеньки — та несла по селу горячий казанок, и, чтобы не обжечь руки, завернула его... в домотканую рубашку. Таисия Иосифовна рассказывает, что когда ездила с театром на гастроли за границу, то после спектаклей часто зрительницы просили продать вышиванку, а она всем отказывала: «Это очень старинные, музейные вещи».
Когда возникла у Литвиненко идея о создании музея? Она признается, что очень давно, находясь в Венгрии, как-то услышала о частной коллекции вышиванок. Тогда они с мужем, Федором Николаевичем Стригуном, проехали 180 километров из Будапешта, чтобы посмотреть на те рубашки. Музей оказался очень маленьким — одна комнатка, в которой была старая прялка и несколько рубашек: «Ну отнюдь не столько, сколько у меня!». С тех пор и мечтает о собственной выставке. Лукаво улыбается: «И открыла бы, но мне не хватает одной комнаты».
Некоторым вещам уже больше ста лет. Несмотря на почтенный возраст — ни ткани, ни нитки не сгнили и даже не пожелтели. Есть рубашки тонкие, есть чуть погрубее, но все — домотканные, сшитые вручную и вышитые пестрыми нитками разных цветов, от белого до черного. Есть вышиванки, украшенные бисером. Много рубашек бабушкиных и маминых. «А еще есть рубашка крестной мамы моей матери — из конопли. Пощупайте, какая она прохладная. Это, говорила мама, рубашка простая, ежедневная, девичья. И с такими вещами никогда не хочется расставаться». Нашлась и девичья рубашка бабушки. «Сколько я в ней ролей сыграла! Есть у меня к ней и широкий фартук. А дополняет костюм красный турецкий пояс. И все! Больше ничего не нужно!». (К костюму есть и красные сапожки, которые, вспоминает пани Литвиненко, ей когда-то подарил в Тернополе поклонник).
— Сами умеете вышивать?
— Немножко.
Актриса показывает рубаху, которую больше 30 лет назад собственноручно вышила младшему сыну Назарчику. До сих пор хранит и наряды, в которых женились старший сын Юрий и Оксана. Имеет в коллекции несколько мужских рубашек, украшенных белым шелком, и много бабушкиных и маминых вышитых рушников. «Перекладываешь вышиванки, и как будто листаешь страницы своей жизни»...
Выпуск газеты №:
№132, (2009)Section
Общество