Реабилитация образованием
В Украине действует 49 интегрированных классов, в которых больные дети учатся наравне со здоровымиДетьми с особыми потребностями называют в обществе тех, у кого слабое зрение, заболевание опорно- двигательного аппарата, умственная отсталость или другие психофизиологические недостатки. Как правило, именно они становятся для таких детей барьером, отделяющим их от мира, и в первую очередь — от обычных общеобразовательных школ. Однако обычные школы находят выход из ситуации вводя у себя инклюзивное образование. Так, с начала учебного года в столичной школе №168 дети с диагнозом детский церебральный паралич получают знания вместе со здоровыми детьми. Пока что в смешанном классе учится всего десять учеников (с расчетом пять здоровых и пять больных). Но педагоги уверены, что введение инклюзивного образования во всех школах Украины — это намного лучше, чем увеличение числа специализированных школ-интернатов.
Теперь, кроме киевской школы, интегрированные классы созданы в 20 учебных заведениях Украины. Пока что это 49 экспериментальных классов, в которых больные дети учатся наравне со здоровыми. Это, по словам директора Всеукраинского фонда «Шаг за шагом» Натальи Софий, очень неплохой результат: ведь еще каких-то пять лет назад украинские учителя даже не слышали о важности инклюзивного образования.
— О необходимости инклюзивного образования впервые заговорили еще в начале 1996 года, — рассказала пани Наталья. — Только в 2001 году Министерство образования и науки Украины и Институт педагогики при Академии педагогических наук начали оказывать содействие нашим порывам. Но кроме этого, необходимо было создать надлежащие механизмы для введения инклюзивного образования — прежде всего, изменить наше законодательство. Но мы не ждали приказов сверху, и взяли инициативу в свои руки. Так, до 2007 года мы работали с учителями в рамках научно-педагогического эксперимента «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях Украины». В первую очередь, для педагогов был проведен ряд учебных семинаров. А руководителей школ мы пытались убедить, что не нужно бояться работать с больными детьми в интегрированных классах. Ведь, по сути, интегрированный класс не отличается ничем от обычного, за исключением присутствия в нем детей с особыми потребностями.
По мнению Натальи Софий, успешным результатам по этому делу предшествовали многочисленные тренинги и конференции для педагогов. В частности, с этой же целью было создано семь ресурсно-тренинговых центров. Здесь около 400 учителей закончили подготовительные курсы для работы в интегрированных классах. Но для успешной работы интегрированного учебного заведения в нем необходимо открыть кабинет логопеда, психолога, реабилитолога, социального педагога, а также кабинет психологической разгрузки. По словам пани Натальи, эта новая модель учебного процесса имеет ряд позитивных преимуществ для детей с особыми потребностями.
— Еще с малых лет ученики одного класса привыкают к тому, что рядом с ними учатся больные дети, — объясняет она. — Поэтому они учатся общаться, учитывая их особенности. Например, ученики знают, что с Петей нужно говорить громче, чем с остальными детьми. А Леночке нужно показывать картинку вблизи. Таким образом дети осознают, что у каждого из них есть свои индивидуальные потребности и определенные отличия. Однако самый большой плюс от этого имеют дети с особыми потребностями: у них не развивается чувство отличия от других детей.
Среди выше названных преимуществ инклюзивного образования существуют и другие позитивные моменты. Наталья Софий подчеркивает, что здоровые дети осваивают различные стили общения и взаимопомощи. А у детей с недостатками здоровья растет позитивное самооценка. Они не чувствуют, что являются для кого- то грузом. Кроме того, у них не возникает синдром жертвы. Как уверяет пани Наталья, чаще всего он свойствен детям, воспитывавшимся в специальных учебных заведениях. К тому же, система инклюзивного образования положительно влияет и на родителей больных детей. Ведь они понимают, что их кровинок никто не унижает и ни в чем не ограничивает.
По словам Натальи Софий, все педагоги соглашаются с тем, что инклюзивное образование — это явление не только педагогическое, но и социальное. Оно утверждает самые гуманные перспективы для школы. Ведь основная форма работы в интегрированных учебных заведениях — это путь от адаптации до реабилитации. Поэтому доброжелательная атмосфера в классе может заменить даже курс лечения в медицинском заведении. Потому что ребенку помогает не антибиотик, а человеческая душа.
Выпуск газеты №:
№159, (2007)Section
Общество