Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рига — город мира

Здесь нет ни одного монумента военному или политическому деятелю. Улицы, площади, архитектурные сооружения — все посвящено деятелям искусства — писателям, художникам, ученым и... обычным людям
07 февраля, 10:24

Очаровательная девушка Милда, которая позировала для латвийского скульптора, стала национальным символом Латвии. Мастер Карлис Зале создал монумент — женщину, которая держит три звезды над своей головой  (ныне это памятник Свободе) в 1935 году. Это произведение искусства носит имя обычной женщины. Интересно, что когда встал вопрос, кого изобразить на латвийских евро, местные выбрали именно ее — Милду, которая является символом свободы. Европейские СМИ писали: «Милда наконец вернулась в Европу». А о чем думали тогда сами латыши и какой сегодня видят Латвию?

ДЕНЬГИ И ИНТЕГРАЦИЯ

Официальное открытие Риги как культурной столицы Европы состоялось 17—19 января 2014 года. Мероприятие освещали сотни журналистов, как местных, так и иностранных. Латвия готовилась к этому в течение двух лет, а к некоторым событиям, например, открытию нового здания Национальной библиотеки — целых 48 (напомним, «День» уже писал об этом в № 7 от 17 января).

К Латвии приковано большое внимание. Как к стране, бывшей советской республике, которая недавно стала страной-членом ЕС, и с 1января полноценно интегрировалась в евросообщество, заменив национальную валюту валютой Союза. На ликвидацию лата, который называли одной из наиболее сильных и стабильных денежных валют, выделили две недели. За это время их и лишились. Мои многочисленные попытки найти экс-национальную монету не имели успеха. Несмотря на то, что ценники в магазинах все еще имеют дублированную цену, все «заполонило» евро.

Молодой латыш Ильяс (24-летний парень из Риги, который в последнее время по полгода жил в Германии и Норвегии) объяснил мне это так: мол, чего было беречь монеты, лучше сразу перейти и не затягивать на длительное время.

С другой стороны, социологические исследования свидетельствуют, что около 60% латышей не воспринимают новую денежную единицу. Получается, это неправда?

На этот вопрос мне ответила 70-летняя россиянка, по образованию архитектор, которая с семи лет живет в Риге. «Скажем так: переход с рублей на латвийский лат и впоследствии на лат был значительно тяжелее, чем сейчас», — комментирует Лариса.

Студентка отдела международной экономики Рижского университета Ирина отмечает: «Особой разницы нет. Единственное, что немножко ниже цифры. Ведь один лат равнялся около полутора евро». «Наши люди никогда не выйдут на улицу протестовать против того, что им не нравится. Максимум час постоят с плакатами под министерством», — добавляет она.

По мнению Ильяса, латыши спокойные и умеренные, как и надлежит быть северным народам. Однако здесь еще есть один момент — полноценная интеграция в Европу и отмена «советщины». По его словам, очень многие люди, живущие  в Риге и чувствующие  себя россиянами, не воспринимают утверждений о российской оккупации, ничего латвийского. Они, по его словам, даже язык полноценно выучить не могут. Зато латыши изо всех сил пытаются избавиться и отторгнуть то, что осталось с советских времен. Их память еще свежа и до сих пор болит. Недаром один из крупнейших и самых заметных музеев столицы Риги — Музей оккупации, который свидетельствует о «режиме» и диктатуре, установленной советской властью во время захвата Латвии.

«Если спросить у россиянина, который родился в Латвии, была ли оккупация, он плюнет вам в лицо и скажет, что такого не было», — между тем говорит Ильяс.

«Нам намного ближе Европа, чем Россия. Мы всегда будем идти туда, а не возвращаться назад», — продолжает он.

Возможно, латыши быстро избавились от своих денег, чтобы поскорее отойти от «советского» «азиатского» «болезненного»?

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

Наконец, дело не только в деньгах. Латвия всегда была на «линии огня» всех масштабных войн. Первая мировая война, столетие которой — в этом году, прошлась по Латвии топором.

Как рассказывает Дайна Аузиня, руководитель по работе с собраниями Латвийского национального художественного музея, Первая мировая война очень сильно отразилась на национальном искусстве. Именно она «породила» большое количество модернистов, которыми сегодня гордится Латвия. Когда Дайна искала экспонаты для выставки, посвященной 1914 году, то заметила, что война оставила такой след только в национальном искусстве Латвии. По ее словам, это связано с тем, что именно здесь проходила линия фронта, и многие художники шли воевать, и именно там из них рождались художники-граждане, художники-историки. В своих картинах они, как никто другой, документировали события и людей того периода.

ЛАТВИЯ ВЫБРАЛА ДЛЯ СЕБЯ СВОЕГО ГЕРОЯ — ОБЫЧНУЮ ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ СВОБОДЫ

Кстати, выставка, которая открылась в Риге к столетию Первой мировой войны, несмотря на то, что имеет большую художественную составляющую, не может называться сугубо художественной.

Экспозиция разделяется на три части. Первая — «На руинах империи», где представлены произведения искусства, скульптуры, декоративные вещи, которые были разрушены или остались после Первой мировой. Вторая — «Стрелки» — длинный деревянный коридор, где размещены фотографии погибших во время войны. Это психологическая точка выставки, ведь, проходя мимо этих портретов, ты понимаешь, что ни одного из этих людей, изображенных на фотографиях, нет. Все они погибли или во время войны, или уже после, и ничего, кроме памяти, кроме этих фотографий и этого «жизненного» коридора, вас не связывает. Эта часть не отсылает вас обратно в историю, а наоборот, заставляет вернуться в реальность, понять, насколько ценными являются жизнь и гражданский долг. Эту часть Латвийский Арсенал делал совместно с Историческим музеем.

Третья часть — «Свидетели» — здесь сосредоточены работы латвийских модернистов и авангардистов, а также произведения искусства соседних стран. В целом в Арсенале представлены работы 17 наиболее известных художественных галерей и музеев из 11 стран мира. Все эти произведения искусства были сделаны в период с 1914 по 1924 гг. Дополняют выставку картины современных латвийских художников — Эрика Божиса, Криша Салманиса, Андриса Бреже, посвященные тому периоду.

Но, думая здесь о войне, думаешь о мире.

«Почему-то о Первой мировой войне говорят больше на западе Европы. Может, это и понятно, ведь там люди помнят о своих поколениях, знают в совершенстве, кто, где, когда воевал. У нас еще свежа память о Второй мировой, но потому, что она была недавно. Но это не значит, что Первая была для нас менее важной», — констатирует пани Аузиня. По ее словам, современные художники Латвии не очень интересуются этой тематикой, вообще им не свойственно «копание» в социально-политических контекстах, они скорее выберут «мир» — описывая собственные эмоции, переживания, попытки понять жизнь, чем «войну» — борьбу за социальные права и создание политических смыслов.

Подобное мнение выразила и пани посол Латвии, доктор Аргита Даудзе. Она рассказала, что когда чешская делегация побывала в музее войны, то отметила: «Это — не музей войны, это — музей мира».

Интересно, что о «мире» свидетельствуют и многочисленные архитектурные достопримечательности Риги. Здесь нет ни одного монумента военному или политическому деятелю. Улицы, площади, архитектурные сооружения — все посвящено деятелям искусств — писателям, художникам, ученым и обычным людям. На это нельзя не обратить внимания, ведь в сравнении с Украиной, где, куда бы ты ни пошел, всегда найдешь идеологическую символику, — это кажется чем-то странным и нереальным. Они с самого начала отказались от милитаристских и идеологических идей и считают это правильным решениям. Представить сегодня что-то подобное в Украине — невозможно.

Надо также добавить, что у входа в Арсенал вы сможете увидеть «большие головы» — это скульптуры лиц известных европейских художников, которые были сделаны латышами.

История национального искусства здесь — история всей страны, и наоборот.

«У нас было так много войн. И Латвия всегда была посреди Европы и Азии. Всегда кто-то хотел что-то забрать. И искусство было фактором, который все это пытался сохранить. Поэтому память для нас очень важна. Мы очень любим мемориальные музеи художников, артистов, музыкантов. Почему? Потому что когда мы были в Советском Союзе, это было средством распространения нашей истории и культуры, нашей государственности. Поэтому и много таких музеев. Говоря о художниках, мы всегда вспоминаем национальное наследие», — отмечает Астрида Рогуле, куратор проекта Кристиана Балканского в Риге «Архив сердцебиения», музеевед, искусствовед, хранитель коллекции современного искусства ЛНХМ.

ОТ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ОСТАЛОСЬ НЕМНОГО ВОСПОМИНАНИЙ. В РИГЕ ОТМЕЧАЮТ — ЭТО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОТСУТСТВУЕТ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Что же касается современной культуры, то, как отмечают искусствоведы, ее здесь много, и ею можно гордиться, но здесь есть и свои нюансы.

«Современное искусство у нас есть. У нас есть хорошие мастера. И каждая выставка очень важна. Но чего у нас нет? У нас нет выставочного пространства — музеев, галерей и т. п. Поэтому мы не можем пригласить важных мастеров в большие пространства. Мы говорим о том, что Рига — это культурная столица Европы. Но как мы можем ею быть, если у нас негде выставлять художников?» — отмечает она.

БИБЛИОТЕКА

Самым заметным событием открытия Года Риги как культурной столицы Европы стало открытие Национальной библиотеки. Несмотря на сильные морозы, люди приходили на улицу и отстаивали свое право на «построение истории». Именно так отметила студентка технического вуза, которая с друзьями приняла участие в цепи «друзей книги». С 12 часов дня почти до пяти вечера из корпуса старой библиотеки в новую передавали книги с помощью «живой цепи» людей, в которой приняли участие 14 тысяч человек. Книги передавались из рук в руки по цепочке и так перешли в новый дом — «Замок света». Первой в новый корпус вошла Библия, а в16.39 в библиотеку вошла последняя книга Balаndnieki Петериса Упениекса.

Рижане не скрывали своей радости. Невзирая на мороз в минус десять (что чувствуется как минус пятнадцать), они не шли домой, а танцевали и пели. Сюда приходили и дети, и матери, и студенты, и военные. Эта цепь, как бы пафосно это ни звучало, стала символом единения.

Здесь есть и много других моментов. Например, современное архитектурное стеклянное сооружение не очень вписывается в старую часть Риги. Или же то, что библиотека станет доступной для жителей города только в августе, когда завершится полностью период инспекций. Люди на это не обращают внимания. Зато отмечают, что будут ходить сюда еженедельно, ведь образование должно стоять на первом плане в формировании государственности. Интересно, что даже финансовый вопрос относительно ремонта старых и строительства новой библиотеки жителей Риги не интересует. То ли они доверяют власти в этом вопросе, то ли просто не считаются с этими проблемами.

Архитектор Лариса отмечает: «Библиотека — это прекрасно. Но в Риге около сорока зданий нуждаются в ремонте и реконструкции. И это только в историческом центре. Когда будет сделано обновление, неизвестно». Правдивость этих слов легко проверить, прогулявшись по улочкам города. Рядом со старыми историческими зданиями вы можете увидеть аварийные дома, завешенные зеленой тканью, куда запрещено подходить.

Частично нашли решение этой проблемы. Исторические здания начали ремонтировать и обустраивать помещение внутри для виповских клиентов, но с требованием сохранить историческую ценность зданий. Кроме обычных домов, такому преобразованию подвергся и корпус бывшей гипсовой фабрики Бема, который переоборудовали в эксклюзивный жилищный комплекс «MG». Цена одного квадратного метра в таких объектах, по данным местных СМИ, может составлять от 3,5 до 7 тысяч евро.

Латыши говорят и о своих плохих дорогах, отсутствии работы в небольших городах (хотя надо отметить, что их плохие дороги — это не наши плохие дороги), но они выражают надежду на то, что, будучи в Европе и проявляя позицию, они смогут построить свою современную историю сами. Пример того — обычная женщина Милда, которая стала символом свободы.

Когда в Риге проходили культурные мероприятия, в Киеве люди уже второй месяц стояли на Майдане. Они говорят, что сегодня, кроме них, никто не создаст историю. Разные издания писали о том, что Человек 2013 года — это сборный образ Майдана, который опять задал обществу актуальные вопросы. Пойдет ли Украина путем Латвии?

Для Риги 2014-й и 2015-й — это годы новых возможностей на официальном уровне, на бытовом — это возможность продолжать то, что они начали делать еще сто лет назад. Единственное отличие сегодня — они точно знают, куда идут, ставя прежде всего на культуру, образование и искусство.

Фотографии предоставлены организацией RIGA2014

Благодарим Посольство Латвии в Украине и посла Аргите Даудзе за содействие в подготовке этого материала. «День» является эксклюзивным медиа-партнером проекта «Рига — культурная столица Европы 2014 года».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать