Перейти к основному содержанию

Риски детского патриотизма

Почти треть подростков с Донбасса разными способами вовлечена в войну. Государство проблему не признает и не решает, утверждают правозащитники
25 июня, 11:00
Фото из архива "Дня"

Офис Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека получает все больше тревожных новостей об участии детей восточных областей в военном конфликте. Речь идет не только о фактах, когда несовершеннолетние держат оружие в руках, но и об их помощи в обустройстве блокпостов, участии в незаконных вооруженных формированиях и случаях, когда они становятся жертвами сексуального или физического насилия. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти данные, представители омбудсмена прислали десятки запросов в силовые ведомства и от всех получили формальные отписки, что детей, вовлеченных в войну, нет и не может быть, потому что законы это запрещают.

Прежде всего такой запрет содержит Конвенция ООН о правах ребенка, которую ратифицировала Украина. А в январе этого года были приняты изменения в Закон Украины «Об охране детства», которым определяется статус детей, пострадавших в ходе вооруженного конфликта. За вовлечение несовершеннолетних в войну предусматривается уголовная ответственность.

Однако нормы упомянутого закона не работают на практике. Так,
17-летний Назар после Евромайдана пошел воевать за родину в составе тогда еще добровольческого батальона «Айдар». Парень погиб. Если следовать букве закона, командиры должны ответить за то, что взяли воевать несовершеннолетнего мальчика. Никто такого наказания не понес, вместо этого к ответственности привлекается мама погибшего — за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

ПОДРОСТКИ ГОТОВЫ К ВОЙНЕ

Почему так происходит и сколько детей находится в зоне риска из-за несовершенного законодательства, формального подхода государственных органов к решению проблемы и недостаточное информирование как несовершеннолетних, так и военных о запрете привлечения ребенка к вооруженному конфликту? Ответы на эти вопросы в офисе Уполномоченного попытались найти совместно с Датским советом по делам беженцев, когда провели специальное исследование в Донецкой области.

Респондентами стали учащиеся профессионально-технических учебных заведений, поскольку были данные, что именно их чаще всего замечают на блокпостах (впрочем, школьников старших классов эксперты тоже не исключают из этой группы риска). В целом опросили 13,5 тысячи учеников в 44 учреждениях профтехобразования. Как показало исследование, практически треть подростков Донбасса так или иначе вовлечена в войну. Вероятно, юношеский патриотизм и максимализм берут верх над собственной безопасностью.

«40% учащихся ПТУ и 71% педагогов сообщили, что им известны факты участия детей в военных действиях, даже тогда, когда территория была временно оккупирована. Некоторые педагоги рассказывали, что ходили на блокпосты и тогда, и сегодня, чтобы забрать оттуда детей, — рассказывает Алексей Лазаренко, консультант-исследователь. — 20% учащихся допускают участие в военных действиях в разных статусах, еще 27% согласились бы принять участие в этом при определенных условиях, например, перегнать технику с одного блокпоста на другой, если это недалеко от дома или подальше от передовой. Поведенческие вопросы вызвали бурную реакцию у подростков. Так, из девушек-будущих парикмахеров на вопрос, подстригли бы они военных за определенную плату, одна согласилась, другая сказала, что там все «голодные», о чем ей рассказывала тетя».

БЕЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОРУЖИЯ

Что же будут делать военные, когда увидят несовершеннолетних на своих блокпостах? «70% респондентов ответили, что звонить командирам для принятия решения, то есть будут снимать с себя ответственность, — продолжил Алексей Лазаренко. — 8% силовиков сказали, что, возможно, примут ребенка к себе, оставят как «сына полка», но обезопасят от рисков».

Как на самом деле должен поступать военнослужащий в таком случае — законы не объясняют, отдельных рекомендаций или методичек для этого не существует. Та же ситуация с педагогами. «Все категории, касающиеся этого процесса, должны быть знакомы с последствиями и рисками привлечения детей к вооруженному конфликту. Но реалии таковы, что 100% педагогов не слышали о Конвенции ООН о правах ребенка, они не вооружены информацией, объяснений от Министерства образования и науки не получают, хотя дети в особой зоне риска. В Министерстве внутренних дел нам сообщили, что сейчас продолжается расследование трех уголовных дел по четырем несовершеннолетним, которые были привлечены к незаконным формированиям на территории «ДНР». По информации прокуратуры Донецкой области приговоры вынесены детям, которые согласно международному законодательству должны признаваться жертвами конфликта», — добавила Аксана Филипишина, представитель Уполномоченного ВР по правам человека, начальник управления по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства.

Отсутствие элементарной информационно-разъяснительной работы среди детей и военных приводит к таким тревожным результатам. В мае это исследование представили всем силовым структурам. В Министерстве обороны наконец-то признали проблему, но рекомендации для военных попросили разработать ... правозащитников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать