Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

С окружающей средой на «вы»

Народные промыслы, фольклор, кулинария Карпат становятся брендом региона
25 апреля, 12:01
«ТРИ ПАСТУХА» / ФОТО ЮРИЯ ЧЕРНЕВОГО

Новые «зеленые инициативы» все больше завоевывают умы украинцев. Данные последних опросов показывают, что большинство наших сограждан теоретически хорошо осведомлено относительно принципов экологически сознательного образа жизни, понимают, в чем заключается забота об окружающей среде. Понятно, что это не может не радовать. Но иногда теоретических навыков маловато, и когда доходит очередь до практики (например, при попытке начать собственный бизнес, руководствуясь правилом: «не навреди окружающей среде»), хозяева не знают, как быть. И здесь уместен позитивный опыт других хозяйств. Воплощение этих инициатив уже дало первые результаты. Об этом говорит Тамара МАЛЬКОВА, директор Международной благотворительной организации «Зеленое досье», которая осуществляет такие проекты в Карпатах уже свыше десяти лет. Последний проект в этом направлении начался в прошлом году и осуществляется при поддержке программы «Матра» Посольства Королевства Нидерланды в Украине.

— Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

— У нас до этого было немало подготовительной работы в Карпатах (в целом, организацией «Зеленое досье» в Карпатах осуществлено около 20 проектов. — Авт.), мы работаем здесь почти 10 лет, все наши инициативы были направлены на стабильное развитие регионов. Мы искали, как можно поддержать регионы: через фестивали, развитие туризма, возобновление и развитие традиционного образа жизни, ведение традиционного сельского хозяйства, через традиционное ведение хозяйствования и поддержку традиционной культуры. Наша цель — найти тех, кто к этому стремится, и познакомить с теми, кто уже достиг успехов в развитии подобных направлений ведения хозяйства, для обмена опытом.

— Скажите, в каких Карпатских регионах вы внедряли свои инициативы?

— Так сложилось, что больше всего мы сотрудничали с партнерскими организациями Ивано-Франковской области. Впоследствии открыли для себя немало инициативных хозяев в Закарпатье, в частности — в Нижнем Селыще Хустского района. Таких примеров, как этот поселок, у нас в Карпатах немного. Мы рассказывали об этом опыте в наших публикациях. А недавно издали вместе с партнерами из Косова специальный выпуск газеты Центра общественных инициатив «Думка», в котором собрали позитивные истории из разных регионов Карпат. Там помещено несколько рассказов и о достижениях жителей Нижнего Селыща. Это яркие примеры, как люди, используя инновационные методы, ведут хозяйство по принципу: «не навреди окружающей среде».

Например, ферма француза, а теперь уже местного жителя — Ореста Дель Соля — на околице Нижнего Селыща отвечает лучшим европейским образцам. Он использует в своем хозяйстве местные традиции ведения хозяйства в сочетании с международным опытом. И это не только в хозяйстве: принципам стабильного развития отвечает и организация быта (биотуалеты, фильтры для очистки стоков и тому подобное). Еще один житель поселка — Петр Пригара — сумел наладить работу частной сыроварни и стал состоятельным хозяином, сыры которого в настоящее время покупают даже в элитных ресторанах и магазинах столицы. Немногие из этих людей, начиная свой бизнес, задумывались, что они будут строить его, основываясь на принципах стабильного развития. Эти люди не говорят о зеленой экономике, однако они действуют так, как они считают разумным действовать в данной местности, чтобы сохранить природу и в то же время извлечь пользу для себя.

— А как именно происходил обмен опытом? Расскажите, пожалуйста, о тренингах, в чем заключался их принцип?

— В рамках проекта в октябре 2011 года проведены два тренинга в селах Черновицкой и Львовской областей. Базируясь на исследовании существующих традиций, потенциала и потребностей конкретных сел, местные организаторы и эксперты-практики из соседних областей проанализировали возможные пути развития мелких сельскохозяйственных производств (молочное, рыбное, заготовка лесных продуктов, меда и тому подобное), экологически дружелюбного сельского туризма и изготовления традиционной сувенирной продукции. Тренинги включали также вопросы экологического менеджмента, использования инструментов зеленой экономики, советы относительно практических методов сохранения природных богатств и биомногообразия.

В Черновицкой области мы поехали в село Банилов Сторожинецкого района, которое выбрали по совету специалистов из черновицкой экологической организации «Буквица». Традиционно в этом селе хорошо развито животноводство, налажен сбор березового сока и меда. Можно было бы организовать свое молочное производство, однако в настоящее время хозяева сдают свое молоко перекупщикам за копейки. Идея проста — жители Банилова хотят развивать свое производство, но это у них не совсем получается.

Мы пригласили в качестве тренеров фермеров из Нижнего Селыща, чтобы те поделились с местными жителями своим опытом. А опыт этот, по сути, — в соседней области!

Хозяева привезли фильмы о себе. А после показа, уже с местными хозяевами, гости из Нижнего Селыща осматривали хозяйства в Банилове, проводя своеобразный практический курс ведения хозяйства, тщательно рассматривая возможные варианты получения прибылей. Показали элементарные вещи, которые можно делать из молока, чтобы перерабатывать и реализовывать продукцию на месте (йогурты и тому подобное).

Жителям Банилова все очень понравилось, и они попросили, чтобы им показали осуществление возможностей на деле и напросились в гости к нижнесельчанам. Хотя у нас таких планов в проекте не было, однако коррективы в этой ситуации вносила сама жизнь. И мы решили, что когда люди действительно готовы перенимать опыт, причем опыт людей, которые чего-то достигли, хотя живут практически в тех же условиях, законодательных и экономических, то почему бы и нет. Недавно состоялся визит жителей Банилова в Нижнее Селыще.

Предприниматель Павел Пригара показал свою сыроварню, потом была поездка на ферму Ореста Дель Соля, у которого как жилой дом, так и хозяйство отвечают практически всем энергосберегающим принципам. Также баниловчане посетили органическое фермерское хозяйство «Тызеш» в селе Ботар Виноградовского района Закарпатья, где выращивают органическое мясо.

— Какие практические результаты позаимствованного теперь можно увидеть в Банилове?

— Увиденное в Нижнем Селыще произвело на хозяев из Банилова более сильное впечатление, чем если бы это были тысячи устных советов. Люди загорелись, почувствовав реальность воплощения своих мечтаний, ведь это сделали их соседи в соседней области — не в Румынии, не в Чехии! Теперь в Банилове тоже хотят заниматься переработкой молока, планируют построить сыроварню, чтобы перерабатывать молоко на месте.

Не знаю, как с другими направлениями животноводства (заготовкой мяса и тому подобное), однако им очень понравились возможности хозяйства «Тызеш» в селе Ботар. Продукция этого большого фермерского хозяйства на всех выставках-фестивалях органической продукции и на фестивалях карпатской продукции пользуется большой популярностью.

— А какие перспективы развития своих проектов вы видите в этих регионах?

— Мы несколько лет работаем над тем, чтобы начать применять карпатский бренд, маркировку, которая будет свидетельствовать о том, что продукт произведен в Карпатах, без вреда для окружающей среды и на основе местных традиций. Осенью проводили исследования рынка и спроса потребителей относительно возможности основания у нас в Карпатах региональных торговых марок, брендирования настоящей карпатской продукции. Исследование делалось по специальной методике, вместе со Швейцарским исследовательским институтом органического сельского хозяйства (ФИБЛ) по заказу швейцарского правительства. Очень надеемся, что процесс создания карпатского бренда в ближайшее время активизируется, ведь необходимость его введения признают многочисленные участники наших проектов и исследований.

— А что это даст?

— Если продукция будет иметь такую маркировку, это — дополнительная стоимость, признание, пропаганда товаров из Карпат. Следовательно, хозяин сможет поднимать цену, создавать новые рабочие места — то есть лучше жить уже сейчас у себя на родине, а не искать заработков за рубежом. Например, тот же «Тызеш», когда он выезжает на рынки или ярмарки, продает свою продукцию дороже обычного мяса, потому что она востребована. И у Петра Пригары нет проблем со сбытом сыра: его любят за качество, цена в таком случае не является определяющим аргументом. А самое важное для нас — то, что люди, разумно хозяйничая на своей земле, не будут вредить окружающей среде. Ведь именно она дает дополнительную стоимость этой продукции, и выгодно сохранять ее невредимой ради возможности хорошо жить и в будущем. В настоящее время экологи убеждены, что главный результат карпатских «зеленых проектов» в том, что постепенно создается сеть инициаторов «зеленой экономики» в украинских Карпатах, а значит, приобретенный опыт с успехом можно использовать и в других горных регионах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать