Сам себе... культурный спасатель
Украинские музейщики организовывают курсы первой помощи экспонатам на случай чрезвычайных ситуаций. Без поддержки государства
В Египте есть профессия культурного спасателя. Он знает, как эвакуировать экспонаты из музея во время пожара, наводнения или теракта, куда вывезти и как сделать это безопасно, на кого из местных жителей можно опереться, что потом делать с вывезенными ценностями, как их восстанавливать и реабилитировать. Это что-то похоже на медицинского работника кареты скорой. В Украине такой профессии нет, и опыта первой помощи для музеев на случай чрезвычайных ситуаций тоже нет. Частично его наработали музеи Киева, которые оказались в водовороте Евромайдана, частично заведения в прифронтовых областях. Поскольку в настоящее время такие риски довольно высоки, музейное сообщество ставит на первое место вопрос безопасности. И решает его самостоятельно.
После Революции Достоинства и аннексии Крыма все музейные заведения получили указание: разработать инструкции на случай стихийных бедствий, бунтов или угрозы терактов. Однако работники утверждают, что без готовности власти реагировать на такие вызовы, никакая инструкция не спасет. Единственная панацея — сплоченный коллектив и администрация заведения, которые действительно готовы взять на себя ответственность за ситуацию. Поэтому и проводят внутренние семинары, тренинги, где делятся опытом или планами, а с осени НЦНК «Музей Ивана Гончара» инициирует практические курсы для работников музеев, чтоб они реально научились реагировать на возможные угрозы.
МУЗЕЙ КАК... АТОМНАЯ СТАНЦИЯ
На этих семинарах обязательно пригодится опыт Музея истории города Киева и Национального художественного музея Украины. Юлия Ваганова, заместитель директора НХМУ, говорит, что даже в настоящее время, когда мимо них проходят какие-то пикеты, переходят на режим низкого старта. Ситуация, в которой оказался музей во время Евромайдана, была новой для коллектива. «Можно иметь инструкции, аптечки, огнетушители, противогазы, может отписываться Минкульт или другие управления, что нет средств, но когда наступит ситуация, когда это реально нужно, все эти отписки нас не защищают. И здесь местные громады очень важны. Директор должен принимать важные управленческие решения, должен быть активный коллектив музея», — считает Юлия Ваганова.
И советует готовиться к таким ситуациям заблаговременно. Если уже что-то подобное случилось, то нужно организовать круглосуточное дежурство в музее, но обязательно, чтобы дежурили несколько человек одновременно, в художественном музее к этому привлекли и работников спасательной службы. Должен быть хотя бы минимум подручных материалов. Поскольку тогда музей был в кордоне беркутовцев, работники учились с ними быть коммуникативными, а молодых ребят из подразделения внутренних войск приглашали на экскурсию, потому что те не знали, около какого здания вообще стоят.
Юлия Ваганова, заместитель директора НХМУ: Можно иметь инструкции, аптечки, огнетушители, противогазы, может отписываться Минкульт или другие управления, что нет средств, но когда наступит ситуация, когда это реально нужно, все эти отписки нас не защищают. И здесь местные громады очень важны. Директор должен принимать важные управленческие решения, должен быть активный коллектив музея
«19 января в музее были люди, «Беркут» отказался сделать коридор, чтобы выпустить посетителей, и как убедить их — это тоже ответственность директора или дежурного в музее. Когда вспыхнул огонь на фасаде музея, сначала приняли решение забрать произведения из тех залов, в которых в первую очередь могло случиться воспламенение, ведь залах висели иконы. А копоть могла бы их повредить, потому их накрыли, подготовили огнетушители, развернули пожарные рукава, это была первая помощь», — вспоминает пани Юлия.
По ее мнению, чтобы получить опыт спасения ценностей, которого у нас пока нет, нужно понимать, что музей важен так же, как атомная станция.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, ОГОНЬ И ЭВАКУАЦИЯ
Перенимать такой опыт недавно ездили в Нидерланды несколько украинских музейщиков. Заместитель директора НЦНК «Музей Ивана Гончара» Игорь Пошивайло вспоминает, как на тренингах с коллегами выполняли задание — спасти крышу ветряной мельницы XVII века. Недолго думая, забили в нее огромные гвозди, за что потом получили замечание, потому что достопримечательность ведь. Пришлось нашим музейщикам готовить экспонаты к эвакуации и обматывать их подручными материалами, тушить пожар и вести переговоры с митингующими, поскольку так совпало, что во время выполнения задания рядом с заведением культуры проходил пикет. Игорь Пошивайло говорит, что такая картина действительно шокирует, блокирует ход мыслей, и потребовалось около часа времени, чтобы составить план действий.
Учили наших музейщиков и общению с массмедиа на случай чрезвычайных ситуаций. Оно должно быть максимально ограниченным. Кстати, то, что рассказывала Юлия Ваганова, во время революции от СМИ скрывалось. Между работниками была договоренность, о чем можно информировать медиа, а о чем — нет.
Похожие тренинги, но больше теоретические, прошли уже и в Украине. Однако не у всех руководителей есть понимание, что опыт первой помощи музеям действительно может понадобиться. «Когда был тренинг в Запорожье, кое-кто говорил, что это неактуально. Мы раньше посещали музеи в Донецке, советовали переместить экспозиции, закрыть музеи, а некоторые директора говорили, что нет для этого ресурсов, но когда припекло, то сориентировались и спасли, а кое-кто так и не смог. В одном из музеев Донецка было техническое помещение без решеток, это то, что можно ликвидировать, готовясь к вызовам предварительно», — добавляет Игорь Пошивайло.
МИЛЛИОН НА ОХРАНУ
Но даже, чтобы сделать минимум действий для спасения музея, нужны средства. А их, как всегда, на культуру не хватает. В этом году музеям гарантировали, что расходы на охрану станут защищенной статьей бюджета. Однако, как рассказала Екатерина Романова, заместитель гендиректора по научной работе Музея истории города Киева, зимой охрана музея работала, а с марта ее распустили из-за отсутствия финансирования. Для усиления охраны музейных фондовых хранилищ, которые до сих пор находятся в помещении Украинского дома (напомним, во время революции эти фонды были повреждены), музей просит у КГГА около миллиона гривен. Однако чиновники списывают все на кризис и дефицит средств в бюджете. И такое отношение еще раз убедило коллектив, что как во время революции, так и в настоящее время все проблемы придется решать самостоятельно.
«После всех этих событий было приказано музеям разработать инструкции, как действовать в случае стихийных бедствий, наводнений в случае угрозы терактов. Первое превентивное мероприятие в случае терактов — охрана музея должна следить, чтобы никто ничего не принес. Но если нет охраны, то о чем можно тогда говорить. То есть, появляются просто пустые инструкции. По поводу Украинского дома есть инструкция для сотрудников службы охраны, для них нужны определенные условия: объект должен быть изолирован от проникновения посторонних лиц, укреплен и оборудован, но охранные службы просто не хотят брать на себя ответственность, когда этих условий нет», — замечает Екатерина Романова.
Возможно, ситуация с безопасностью музеев изменится, когда Украина присоединится ко второму протоколу Международного центра исследований в отрасли консервирования и реставрации культурных ценностей. В нем как раз идет речь о действиях музеев в чрезвычайных ситуациях и международной поддержке. Переговоры ведутся уже год, результата все еще нет.
Выпуск газеты №:
№91, (2015)Section
Общество