Самолет для эмира
В Украине летают 200 малых аппаратов, в США — 300 тысяч
Мало кто знает, что на родине известных всему миру самолетов-гигантов типа «Антей» и «Ан-70» появилось и целое семейство легких летательных аппаратов.
По словам основателя и главного конструктора «Аэропракта» Юрия Яковлева, за восемь лет работы фирмой, где занято всего 30 человек, изготовлено и продано 44 крылатые машины. Сейчас в серийном производстве четыре их типа. Кроме гидросамолета, разрабатывается еще и двухмоторный двух-четырехместный аппарат, способный не только лететь, но и взлетать, садиться на одном двигателе, что обеспечивает максимальную безопасность при полетах над морем или в горах.
Выпускник Куйбышевского (г. Самара) авиационного института Юрий Яковлев после окончания учебы получил персональное приглашение в АНТК им. Антонова. Еще студентом построил сначала учебный планер, а затем и первый свой самолет. Сейчас на его счету восемь типов. И каждый испытывал лично. Однажды, когда отказал двигатель, пришлось «нырнуть» под провода ЛЭП, садиться в поле. И самолет, и сломанную руку удалось отремонтировать.
В АНТК им. Антонова Ю. Яковлев проработал 10 лет, получив не только опыт проектирования, но и, по его словам, огромное удовольствие от общения с талантливыми и интеллигентными людьми.
«Аэропракт» начинался в 1986 г. в любительском клубе при антоновском Центре научно-технического творчества молодежи. Оформился в декабре 1991 г. как дочерняя компания советско-финского предприятия, а через год начался его самостоятельный «полет».
Клиентов искали на европейских и мировых чемпионатах по авиаспорту. В 1993 г. в Чехии заняли девятое место, в 1994-м в Польше — третье, в 1995-м в Англии — второе. Чем выше достижения — тем больше продаж. Легкие украинские машины сегодня летают в девяти странах мира: США, Англии, Германии, Польше и других. 21 самолет продан в Объединенные Арабские Эмираты. Этому поспособствовал эмир Умм-Аль-Куэйна Хуссейн Аль-Моалла — страстный пилот и президент авиаклуба этой страны.
К сожалению, в Украине спроса на малые самолеты пока практически нет. За все годы здесь нашли применение всего четырем машинам — двум учебным, одной сельскохозяйственной и одной для исследования земной поверхности типа «Сканер», хотя цена на них, по словам Ю. Яковлева, не превышает стоимости автомобиля среднего класса.
Тем временем в США сегодня уже летают около 300 тысяч таких самолетов! В Украине их чуть более 200. Потенциальный рынок в стране большой, но, как считает Ю. Яковлев, чтобы счет пошел на тысячи, Украина должна достичь хотя бы такого уровня развития, как Польша. Да еще нужен Воздушный кодекс, потому что при нынешних правилах свободно летать можно только вокруг своего аэродрома, а процедура заказа маршрута на большее расстояние сравнима с разработкой нового аппарата, считает Ю. Яковлев. По его мнению, условием зарождения внутреннего украинского рынка малого самолетостроения является оживление на нем конкуренции. Сегодня же конкуренты «почти совсем не дышат — кризис придавил».
Выпуск газеты №:
№7, (2000)Section
Общество