Перейти к основному содержанию

Сельский учитель: государство делает из него фермера

Но терять профессионализм согласны не все
18 декабря, 00:00

Бесперспективная монотонность и серость загоняют в тупик, а собственная и школьная бедность гонят светило знаний после уроков горбатиться на свой пай. Это в обычный день, а в базарный — «солнце» тащит в город тяжелые сумки с молокопродуктами собственного производства. Так сводит концы с концами большинство...

УЦЕНЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ХЛЕБ

Независимость оставила сельского учителя в тех же санях, в которых он сидел до провозглашения государственной свободы. За 11 лет проблемные углы только обострились. Если при Союзе сельский учитель на свою зарплату не мог жить с шиком, то теперь не может выжить. Зарплата колеблется где- то от 170 до 200 грн. Это при полной нагрузке — 18 рабочих часов еженедельно. С полной ставкой везет не всем. На Винниччине есть села, в которых учителя работают на 0,25 процентов ставки. Они получают по 30 — 40 грн. и радуются, потому что еще 3 года тому назад в области не было такого педколектива, которому бы не задерживали зарплату на полгода, а то и больше. Вместо денег предлагали сахар и бензин. Теперь такого нет: долги вернули всем учителям области и даже выплатили отпускные и оздоровительные. Но бывших, хотя и мизерных, надбавок на электроэнергию и отопление не дают. «Действие еще советского закона, учитывающего, что учитель пользуется дома светом, сидя вечерами над ученическими тетрадями, — объясняет Иван Гамрецкий, председатель Винницкого областного профсоюза учителей, — правительство приостановило. От него в нашу сторону раздаются только обещания. Обещали-обещали приблизить зарплату к средне-промышленной (около 500 грн.), а в бюджете этих денег не предусматривают».

Сельский люд заскорузлый и инертный, или просто терпеливый и миролюбивый. Каждый пытается выжить сам. Недавно молодая учительница, имеющая в сельской школе неполную рабочую неделю, стала моей коллегой. Отработав в школе, она едет в областной центр, где подрабатывает журналисткой в одной из местных газет (ее село недалеко от Винницы). Менее талантливой, но более предприимчивой оказалась учительница из села Озаринцы Могилев-Подольского района Галина Гнатик. Купила мини-пекарню и в старом родительском доме печет для односельчан по 300 — 400 буханок хлеба ежедневно. За такую изобретательность ее даже хвалили в местной прессе. Но, это единичные случаи. Наиболее распространенная и в то же время основная прибыль для сельского учительства — огород и корова, а чаще всего — несколько рогатых кормилиц. Еще и в добавок свиньи и другой мелкий скот и птица. «Сельские учителя не могут уделять нужное внимание своей работе, — говорит Оксана Рубан, ведущий специалист отдела общего, среднего и дошкольного образования Винницкого областного управления образования и науки. — Пришли, отбыли уроки и бегом к хозяйству или на огород». Ясно, что это влияет на качество обучения и, по-видимому, это плохо представляли те, кто вместо достойной зарплаты дает учителям земельный пай.

МОЙТЕ ДОСКУ САХАРОМ — БУДЕТ КАК НОВАЯ

В 2000 — 2001 учебном году в Винницкой области в аварийном состоянии работали 15 школ, в следующем сезоне их стало уже 21. Слава Богу, до этого времени ни одна из них не завалилась и никого не прибила. Еще 2 — 3 года тому назад в сельской школе дефицитом был мел. Сейчас это единственный учебный материал, которого вдоволь. Все остальное — латанные-перелатанные остатки советского образования.

В школах уже давно смирились со свиньями. Это состояние стало обычным. К нему довольно неплохо приспособились в некоторых школах. Их называют показательными и хвалят директора за то, что все держится на плаву. Как правило, держит он и несколько учителей из педколектива — выходцы из могикан, педагогические киты, доживающие до пенсии. Они умудряются сами себя обеспечить наглядностью и уютом в классе. Поэтому несут шторы, вазоны, вышитые рушники. Вместо ленинских, ими же ранее организованных, оборудуют уголки истории села или просто народоведения. В конце каждой четверти они организовывают мойку парт хозяйственным мылом и натирание пола керосином — блестит как новый и шашель не ест. Реставрация доски обходится дороже: раз в неделю ее моют сахарным сиропом. Учителя уже настолько смирились с тем, что о них забыли, что даже сами рисуют географические и исторические карты. «Точности нет, но уже есть на чем показать, где речка и откуда те враги наступали», — говорит директор средней школы села Сосонка Винницкого района Винницкой области Михаил Пятак. Художниками-оформителями, сами того не желая, стали филологи и математики. Кое какую наглядность клепают и физики. В этой же сосонской школе, считающейся одной из лучших в районе, учительница биологии не только рисует, засушивает, но и заспиртовывает все, что может. Вот если бы еще химики научились сами делать реактивы!

В Сосонке рук не покладают ни учителя, ни ученики. Этой осенью насобирали в местном лесничестве 500 кг желудей. За это лесник выпишет школе дрова. Из них директор надеется отобрать лучшие, чтобы делать наглядность. К деревянным рамкам прибивают обои, по ним рисуют, клеят, а потом обтягивают прозрачной пленкой и стенд готов. Тематику придумывают сами: история села, выдающиеся личности края, гимн, герб, флаг и так далее. Это все новое. Старое, но пригодное для обучения подклеивают, подбивают. Бедность учит изобретательности. Но съедает достоинство и не воспитывает бережливость. Учителя заметили, что к старым вещам, даже реабилитированным, дети все равно не относятся, как к новым. К сожалению, настоящие деньги самодельными не заменить. Поэтому предприимчивые директора, если они на своем месте, активно ищут спонсоров. Это удается только в такую чудодейственную пору, как депутатские выборы. «Необходимо внедрить смешанное финансирование сельской школы, — предлагает Иван Гамрецкий. — Не облагать налогом добровольные пожертвования меценатов и возложить финансирование школы не только на районный совет, но и на сельский, который сейчас не имеет права дать деньги своей школе».

ОБРЕЧЕННЫЕ

В селах всегда рождались самородки. Выпускники сельских советских школ сейчас руководят страной, открывают ноу-хау, поют, пишут и бьют спортивные рекорды. Ничего странного. Сельские дети раньше привыкают к труду, к самостоятельному и скорому принятию решений, Этому учит даже такое обычное в селе дело, как выпас скота. В поле маленьким пастухам не с кем советоваться и некогда размышлять. В селах поздно ложатся и рано встают. Даже у самых маленьких есть свои обязанности в хозяйстве. Это делает детей более стойкими в жизненных ситуациях. Живописность сельских пейзажей и их простор способствует развитию мысли и творческому воображению. Приблизительно так появлялись нестандартные личности. Именно появлялись. Теперь сельские дети, как говорят учителя, другие. Они становятся более жестокими и более рассудительными, рассчитывают только на свои силы и хотят много денег.

Родители убеждены, что получить профессию можно только за деньги, убеждают в этом детей и не поддерживают у них желания учиться. Оно возникает только тогда, когда общество нуждается в образованных личностях. Сельское общество семью потами борется с бедностью, а все неудачи и безысходность заливает водкой и смотрит на мир через телевизор. Потребности культивирует соответствующие — потребительские. Пьянство в селе стало массовым. Учителя видят, как мгновенно спиваются их выпускники, которые еще 2 — 3 года тому назад были неплохими учениками.

Сосонка — одно из самых больших сел в Винницком районе. В советские времена здесь были параллельные классы, в 2001 году в школе было 438 учеников, а уже через год — 392. В будущем году в этой школе нужно будет сократить одну учительницу начальных классов. В 2001 — 2002 учебном году, по сравнению с предыдущим годом, количество учителей в Винницкой области уменьшилось на 392 человека. Основная причина: сокращение сети классов из-за отсутствия детей. В 20 школах области учатся до 10 учеников, в 14 — меньше 40. И только в двух неполных средних школах в области больше 300 учеников, далее будет еще меньше. «Рожают по одному ребенку, а трое, как правило, в неблагополучных семьях, — рассказывает Михаил Пятак. — Даже в селах эти дети недоедают. Знаю таких учеников, которые спят на мешках, а уроки учат на кастрюлях».

В мышлении новое поколение существенно отстает от предыдущих. Такую же бездну опытные учителя видят между собой и молодыми педагогами. «Молодежь уже так работать, как мы, не будет. У многих просто нет дара и самоотверженности», — снова сожалеет Михаил Пятак.

Еще несколько лет и учительское солнце зайдет за горизонт. Образование теряет кадровый потенциал, особенно сельский. Уже сейчас сельская школа почувствовала острый дефицит учителей-предметников.

СНЕГ НА ГОЛОВУ

Социальный уровень и статус учителя остается на мели, о сельском нет и речи. Престиж профессии упал как никогда. Среди вузов Винниччины по спросу у студентов лидируют медицинский и политехнический. В педагогический, как говорит Иван Гамрецкий, поступают более слабые, хотя там на одно студенческое место четыре претендента. Лучшие из выпускников, получив диплом о высшем образовании, не идут в школу, а ищут более высокооплачиваемую работу. Те же, кто идет на учительский хлеб, всеми правдами и неправдами цепляются за город, или даже за райцентр. В селе учителя-предметника ждет малокомплектная школа, в которой он будет работать на треть ставки. Полных 170 грн. зарплаты нужно выбегать не менее как по трем школам. Учителя ходят пешком, в лучшем случае — добираются на попутках, или велосипедах. «Подвоза» требуют более 1000 учителей. Если же село отдаленное, там преподают учителя-пенсионеры. Они составляют 6 процентов от работающих в области педагогов. Если же нет и пенсионеров, учителя преподают сами то, что не преподавали никогда. В одном из сел Могилев- Подольского района учитель биологии стал учить детей английскому языку. Когда сам был учеником, изучал немецкий. Как читаются звуки наиболее распространенных английских фраз, его научила дочка. В Чечильницком районе каждый шестой учитель дополнительно преподает не свой предмет. Винницкие выпускники института иностранных языков переводят письма в брачных агентствах, работают в фирмах, дают частные уроки и неизвестно, что готовы делать еще, чтобы не ехать в село. Между тем, отважные находятся. В село Хмельникского района после окончания вуза поехала преподавать молодая семья из Львова. Когда Иван Гамрецкий, как председатель профсоюза, узнал об их жизни, воспринял это как издевательство: «Учителя питались салом и магазинными огурцами, которые, кроме них, никто в селе не покупал. И ожидали зарплату, чтобы поехать домой и привезти сумки с продуктами».

Молодой учитель получает 167 грн. Даже если он проработает по профессии всю жизнь и получит высшую категорию, его зарплата вырастет на 30 грн. Повышать свою квалификацию в селе практически невозможно. Нет доступа к последним методикам и даже такой примитивный способ, как самообразование по профессиональному журналу, стал роскошью. Подписная цена достигает половины зарплаты. По одному экземпляру предметных журналов подписывает районное управление образования. Но кто из села, обремененный домашним хозяйством, поедет за 30 — 40 км читать журнал? Но даже и это не для всех возможно. В области есть район, в котором не подписались на журналы ни по одному предмету. Свою профессиональность сельские учителя улучшают на двухнедельных курсах повышения квалификации раз в 5 лет. Там же учатся новым предметам. Как правило, историки готовятся параллельно стать географами. Местный педагогический университет также перешел на подготовку учителей широкого профиля.

Но новые выпускники также для села не надежда и не спасение. Молодому учителю, который, возможно, отважится приехать в село, нужно где-то жить, что-то кушать и одеваться. А его зарплата отличается от минимальных 165 грн. двумя гривнями. Вот и живи. А молодым и досуг организовать, и вступить в брак нужно. А социально-бытовая сфера села давно сдохла и этим обрекла село на погибель. «Самая большая проблема сельского образования, — говорит Иван Гамрецкий, — поставить все с ног на голову. Если не будет реального финансирования, то какие бы красивые программы развития села не составляли, какими бы не засыпали обещаниями педагогов, толку не будет и далее».

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Школа блестела свежестью здания. К ней вели парковые аллеи, неподалеку виднелся сад. Здесь же, аккуратными домиками стояли медпункт, спортзал, бассейн, крытый теннисный корт, футбольная площадка и даже школьный планетарий и фонтан. В этой школе получают среднее образование и в то же время нужную для жизни в селе профессию. Кто-то учится на фермера, кто-то на пчеловода, а кому-то нравится ветеринария или растениеводство. Эта школа — одна на несколько сел. К ней по асфальтированным дорогам подъезжают автобусы с учениками и учителя на собственных автомобилях. Чтобы попасть в эту школу, дети сначала учатся в своем хуторе. Там преподает учительская семья, знающая необходимые для базовой школы предметы.

Этот сюжет я взяла из рисунков сосонских сельских учеников на тему «Моя школа». И пусть это фантазия. Однако оружие и техника, описанные фантастами в прошлом веке, становятся реальностью. Возможно и этот сюжет оживет через какое-то время. Правда, при одном условии: если будущее чудо-село окончательно не умрет и не отупеет от водки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать