Перейти к основному содержанию

Семейный конфликт из-за... неумения общаться

Типичные ошибки родителей: каковы они
28 января, 00:00
В течение трех лет в Киеве проводился эксперимент по поиску путей разрешения конфликтов, возникающих между родителями и детьми. Для этого был создан Центр поддержки семьи, работой которого руководил Институт социальных исследований. «День» предложил руководителю Центра исследования семьи (Украинский институт социальных исследований) Андрею НОУРУ поделиться с читателями газеты результатами этого эксперимента.

— Какие семейные проблемы заставляют людей обращаться к услугам специалистов?

— Треть случаев — это конфликты между родителями и детьми-подростками, когда борьба детей за новые права влияют на всю сферу взаимоотношений со взрослыми. Чем больше ребенок недоволен отношением к нему старших, тем сильнее у него проявляется потребность в товарищах и больше их влияние на него. Усугубляет ситуацию отсутствие стабильности в стране — зарождается и развивается специфическая детская субкультура, которая характеризуется негативизмом в отношении к обществу, его правовым и моральным требованиям. К примеру, по рекомендации Ассоциации психиатров Украины в Центр поддержки семьи обратились родители пятнадцатилетнего Павла. Подросток в последнее время сильно изменился — стал агрессивным и замкнутым, стал плохо учиться и все чаще не приходил домой ночевать. Павел рос в семье спортсменов, однако сам спортом не занимался, а увлекался общественными науками, серьезной музыкой и психологическими кинолентами. Мальчик порядочный, легко налаживал теплые отношения с окружающими. Его окружение и принесло ему беду — в компании появились наркотики. Подросток был склонен искать смысл жизни, а после употребления наркотических веществ стал равнодушным к тому, что волновало его раньше, и решил, что смысл жизни им найден.

— Как узнать, употребляет ли подросток наркотики или алкоголь, и на какой стадии зависимости он находится?

— Изменяется поведение, характер, физиология подростка. Он может поменять круг друзей и стараться скрыть это от родителей. Исчезать из дому на долгое время, пропускать занятия в школе и хуже учиться. Он может становиться необоснованно агрессивным, озлобленным, замкнутым. У него может разладиться сон и пропасть аппетит. Родители могут помочь ребенку преодолеть тягу к употреблению наркотиков. Они должны приучать ребенка к мысли, что за свои действия каждый человек несет ответственность сам. Родителям не нужно стремиться самим изменять поступки своего ребенка. Их задача — научиться менять свои реакции на поступки подростка. Заменить страх — верой, пренебрежение и оскорбление — уважением к заложенным в нем возможностям. Однако родители не должны потакать больному ребенку и стремиться оправдывать его в глазах других. Не нужно защищать ребенка от последствий его поступков. Он должен прочувствовать их сам, что и станет первым шагом к его выздоровлению.

— По каким признакам можно заметить наметившийся в семье кризис?

— Первый показатель надвигающегося кризиса — неумение родителей и детей общаться. Понятно, что инициатива должна исходить от родителей. Однако порой они даже между собой мало общаются, поэтому неудивительно, что родители не всегда не умеют находить общий язык с детьми. Причины неэффективного родительского отношения к ребенку кроются в педагогической и психологической безграмотности.

— Каковы наиболее типичные ошибки родителей?

— Очень часто применяют стереотипы в воспитании, без учета индивидуальных особенностей детей. Это — отсутствие гибкости и односторонняя ориентация на умственное развитие. Как-то в наш центр обратилась тринадцатилетняя девочка. В последнее время ей стало неинтересно слушать учителей, и она перестала учиться «на отлично». Причина — неразделенная любовь. Родители девочки об этом узнали и посоветовали дочке обратиться к психологу, чтобы тот помог ей избавиться от нежелательных эмоций. Хотя им следовало бы работать с ней над повышением самооценки, акцентировать ее внимание на укреплении физического здоровья и выносливости. Тому, кто с детства приучен при первых столкновениях с проблемами обращаться к специалистам, трудно будет стать самостоятельным человеком. Не приносят желаемого результата и строго регламентируемые «заорганизованные» методы со множеством приказов и жесткостью оценок. К примеру, к психологу Центра поддержки семьи пришла бабушка с восьмилетней внучкой, которая воровала у родителей деньги. Ребенок рос в хорошо обеспеченной семье и ни в чем не нуждался. Мать девочки много работала и считала себя семейным кормильцем. Пассивность отца в материальном обеспечении семьи и в общении с дочкой подтолкнула женщину к «жесткому» стилю общения в семье — девочку физически наказывали за проступки. На ворованные деньги ребенок покупал в школьном буфете пирожные и угощал ими одноклассников. Так девочка проявляла внимание и ласку, которых ей самой так не хватало в семье.

В воспитании детей также могут отражаться неблагоприятные индивидуальные особенности родителей. Тревожность в отношениях с детьми из-за собственных внутренних конфликтов. Аффективность в отношениях с детьми: крик, ссоры, угрозы детям. Доминантность или властность родителей, категоричность и директивность суждений, стремление подчинить себе детей и добиться полного послушания. Родительское тщеславие, ведущее к завышенному уровню требований относительно возможностей детей.

Трудности выполнения семьей воспитательной функции в значительной мере связаны с обесцениванием моральных, духовных, гражданских идеалов в обществе, отсутствием общих стратегий воспитания детей в семье, недостаточной подготовкой молодежи к материнству и отцовству. Низкий уровень педагогической культуры родителей ослабляет возможности передачи социального опыта от старших поколений младшим, обедняет семейное общение, снижает влияние родительской семьи на детей. В современных условиях особое значение приобретает расширение информационно-консультативной помощи семьям для возвращения им утраченных ориентиров и устранение в них атмосферы дискомфорта. Семьям нужно объяснять причины возникновения конфликтов, учить элементарным технологиям нивелирования или избежания конфликтов, основам семейной психологии. Конфликты — нормальное явление, даже при нормальных отношениях в семье. При помощи их ребенок взрослеет. Не сами недоразумения или наличие различных точек зрения приводят к ссорам и дракам, а неумение общаться, обсуждать и находить взаимоприемлемое решение, которое не унижает и не обижает ребенка. Ученые считают, что проблемная семья вполне может стать успешной. Причины неблагополучия заключены в личном опыте каждого члена семьи. Учитывая то, что этот опыт является результатом обучения, можно научить людей жить иначе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать