Сестры Тельнюк: музыка элиты?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990430/479-14-2_0.jpg)
Нынешняя попса (термин «эстрада», имевший некогда пренебрежительный оттенок, теперь уже не годится, как излишне интеллигентный) — даже в тех единичных случаях, когда она исполнена профессионально, представляет собою явление чисто прикладного порядка, к искусству отношения не имеющее.
То есть эстетические категории для ее анализа неприменимы. Где уж тут говорить о «прекрасном», когда украинская легкая музыка разделена как бы надвое. Один поток — это отравленные беспринципностью и конформизмом остатки мощного в прошлом русла традиционной украинской песенной эстрады, у истоков которой стояли П. Майборода, А. Кос-Анатольский, В. Верменич и другие, и на которой теперь паразитируют их бездарные эпигоны. Другой поток — набор разного качества (в подавляющем большинстве случаев от «посредственно» до «очень плохо») копий современной — не русской, нет, — российской (читай: беспородной) попсы и псевдорока. Попытки выйти за пределы этих двух направлений на Украине делались еще до их окончательного разделения — начиная с 70-х годов (вспомним хотя бы киевскую группу «Еней» и одного из ее отцов-основателей К. Стеценко-младшего), но остались лишь попытками... И вот сегодня впечатление такое, что жанр песни как таковой умер окончательно. Так ли это?
Вокальный дуэт сестер Тельнюк известен достаточно давно. Их новый альбом «Тиша і грім», как и одноименная концертная программа — это, по-моему, новое слово. И новая, вполне оригинальная, музыка. Начнем с того, что это, строго говоря, не легкая музыка. Манера, в которой работают теперь Леся и Галя, сочетает крепкий, грамотный, академический в своей основе вокал с преимущественно роковой музыкальной стилистикой, допускающей включение любых иных, обусловленных образным содержанием, элементов (джаза, классики, романса). Автору всей музыки Лесе Тельнюк удалось соединить, казалось бы, несоединимое: свойственные именно украинской песне мелодизм и напевность и вполне современные, местами даже радикальные средства интонационной выразительности. И при этом избежать бесповоротно дискредитировавшей себя прямолинейной «шароварной» этнографичности, от которой прямой путь к пошлости.
И здесь самое время упомянуть о том, что композиции, составляющие программу «Тиша і грім», написаны не на так называемые «песенные тексты», а на стихи. Произведения Л. Костенко, И. Драча, В. Стуса, В. Симоненко, С. Тельнюка. Б.-И. Антонича принципиально самодостаточны. А значит, музыка, созданная на их основе, обязана обладать одним непременным качеством: быть достойной этих стихов. Слава Богу, это получилось!
Так случилось, что на протяжении примерно трех последних лет я был свидетелем всего процесса рождения нового стиля дуэта сестер Тельнюк в целом и альбома «Тиша і грім» в частности, прослушивая все новые и новые варианты фонограмм, зная, что целью всей этой работы является — ни много ни мало — создание новой современной украинской музыки европейского уровня.
Если возрождение и развитие украинской национальной культуры для нас с вами — не пустой звук и не повод для политических спекуляций, а осознанная необходимость, то становится понятным актуальность любых попыток сопротивления тому, что в пресс-релизе сестер Тельнюк очень точно определено как «космополитическая профанация». Весь отечественный шоу-бизнес занят единственным делом: добыванием денег. Никаких других задач он перед собой, увы, не ставит... Но ведь в таких странах как Польша и Германия музыка, подобная той, которую исполняют сестры Тельнюк, составляет весомую, а во Франции — большую часть поп-культуры. И только в России и Украине ее почему-то именуют элитарной... Здесь не место для спора о том, кто является элитой, — но два прошедших с полным аншлагом концерта красноречиво говорят о том, что интерес к сестрам Тельнюк — значителен.
Выпуск газеты №:
№79, (1999)Section
Общество