Шекериада
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030507/478-24-1_0.jpg)
Три года назад «мастер образной лепки в танце» умер, оставив нам огромное наследие. Только на киевской сцене он поставил 17 балетов, 9 хореографических сцен в операх. Его лучшие спектакли: «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Лебединое озеро» и «Коппелия» — покажут на фестивале. Они по праву считаются шедеврами славянской хореографии, и не только украшают репертуарную афишу киевской Оперы, но практически ни одно зарубежное гастрольное турне коллектива не обходится без этих балетов. Выросло несколько поколений артистов, прошедших школу Шекеры. В его спектаклях танцоры оттачивают свое драматическое и хореографическое мастерство. А сохраняет постановки Анатолия Федоровича, вводя новых исполнителей, вдова Шекеры, в прошлом балерина, первая исполнительница партий Джульетты и Фригии, ныне педагог-репетитор Элеонора Стебляк.
— Языку пластики подвластно многое, — можно прочесть в дневнике хореографа. — Важно разбудить фантазию танцовщика, внимательно вслушиваться в музыку, идти от нее. Главный вопрос: зачем этот спектакль сегодня нужен зрителю? Диапазон балетного театра обозначен широкой амплитудой. Он вбирает в себя фольклорные формы танца, мюзик-холльные, бытовые, даже физкультурно-акробатические элементы так называемой свободной пластики и т. д. Классический балет ассимилирует все это разнообразие, использует как средство обогащения и развития своих внутренних законов.
О «Ромео и Джульетте» и «Спартаке» написаны целые монографии, сотни восторженных рецензий. «Ромео…» отмечен золотой медалью ЮНЕСКО, как лучший балет на музыку Сергея Прокофьева. В Киев на премьеру «Спартака» в 1977 году приезжал Арам Хачатурян. Композитор назвал версию Шекеры «глубокой философской притчей». Балет динамичный, в котором сложные партии не только у солистов, но и кордебалета, требующий от всех, занятых в постановке огромной самоотдачи. Эти постановки прекрасно знает и обожает публика. Не менее интересна и последняя работа Анатолия Федоровича балет «Коппелия» Л. Делиба. В этом спектакле он пробуждал мечту об идеале: кукла, сколько ее не оживляй, не сможет стать человеком, а любовь способна творить чудеса.
17 мая — день рождения А. Шекеры. Мастеру исполнилось бы 68 лет. В память о хореографе будет показана его неувядающая сказка о торжестве добра над злом, всепобеждающей силе настоящей любви — «Лебединое озеро» П. Чайковского. А феномен балетов Анатолия Федоровича видимо в том, что они не являются музейными танцевальными экспонатами. Это не архаика. Его постановки удивительно созвучны нынешнему пульсу и ритму и поэтому каждый раз волнуют зрителей.
Выпуск газеты №:
№78, (2003)Section
Общество