Перейти к основному содержанию

Школа – дома

МОН, общественность и выходцы из Донбасса и Крыма предлагают развивать в Украине дистанционное образование
19 ноября, 13:00
Фото из архива "Дня"

Качество образовательных услуг в Украине все больше отличается в зависимости от региона и учебного заведения. По данным Министерства образования и науки, сегодня самое качественное образование - в Киеве и области, на Львовщине, а также в крупнейших городах Украины. Наихудшее - в сельской местности. В настоящее время к этим «географическим» вызовам добавились те, которые связаны с войной, децентрализацией и реформой образования в целом. Самые сложные – как раз связаны с войной, поскольку ситуация с образовательными услугами в Донецкой и Луганской областях только ухудшается.

«О равном доступе к образованию детей, оставшихся в зоне конфликта, не может идти речь, потому что 555 школ оказались на временно неподконтрольной территории, а в так называемой серой зоне в этом учебном году приостановили деятельность 18 школ. На линии разграничения работает 37 школ, в которых обучается более 6500 учащихся. Там невозможно организовать качественный учебный процесс», - акцентировала директор общественной организации «Фонд «Открытая политика» Ирина ЖДАНОВА.

Идею создавать для детей из Донбасса и Крыма специальные интернаты (или собирать их в каком-то существующем интернате), где бы они могли жить и учиться пять дней в неделю, а на выходные возвращаться домой, раскритиковал Уполномоченный Президента по правам ребенка Николай КУЛЕБА. По его мнению, так нарушается право ребенка на воспитание в семье.

«На первом месте стратегически должно быть право ребенка на семью. Меня беспокоит идея создания интернатных заведений там, где нет школ: мы не можем подменять понятия, потому что есть интерес ребенка. Отсутствие школы не может быть поводом для разделения ребенка с семьей. Сегодня известна практика, когда представители интернатов предлагают малообеспеченным семьям отдавать детей в них. Мол, так им будет лучше. Родители отдают, потом забывают забирать детей на выходные, потом - на каникулы, и так ребенок сиротеет. Большинство детей из 100 тыс., которые сейчас находятся в интернатах, - это социальные сироты при живых родителях», - отметил Николай КУЛЕБА.

Эксперты от Минобразования, учебных заведений и общественности считают, что ситуацию на данном этапе может улучшить развитие дистанционного образования. Остро встает вопрос технологического усиления учебных заведений, которые выехали на подконтрольную территорию.

«Мы считаем, что за дистанционным обучением будущее. Такая практика приветствуется в Европе: там учебные заведения массово переходят в онлайн, потому что это доступно и эффективно. При этом уровень информатизации общества позволяет получить образование в самых отдаленных селах. Сегодня мы подали в министерство концепт образовательного телевидения: в его рамках можем в кратчайшие сроки реализовать программу дистанционного образования для средней школы. Также совместно с фондом «Открытая политика» уже провели несколько пилотных уроков по украинскому языку и истории Украины, - делится руководитель образовательного портала «Педагогическая пресса» Дмитрий ПОГОРЕЛОВ. - Есть наработки в плане поиска и привлечения преподавателей именно в онлайне, потому что не каждый может так работать. Мы будем проводить конкурсы по набору таких специалистов. Предлагаем приобщаться к этому проекту различным учреждениям, как государственным, так и частным, так как основная наша проблема - финансирование таких инициатив. Лучше, если это будет государственная программа. Далее мы сделаем презентацию наших наработок».

Доступная образовательная платформа в интернете была бы выходом и для детей из сельских школ, и для всех желающих улучшить знания по определенным предметам. Сегодня в профильном министерстве активно занимаются возможностью создания такой альтернативы.

«Мы предлагаем разработать комплект нормативно-распорядительной документации для внедрения дистанционного образования в системе общего среднего образования, - говорит представитель МОН Владимир БОЖИНСКИЙ. - Эта форма не является традиционной: мы не считаем, что дистанционное образование является разновидностью экстерната или индивидуальной формы обучения, которые самодостаточны и за долгое время себя оправдали. Наше стремление - выделить дистанционную форму образования в полноценную отдельную, чтобы на нее полностью распространялся стандарт общего среднего образования - чтобы ребенок получал такой же документ, как и при очном обучении. Думаю, хорошо бы на базе Международной украинской школы (в которой учатся украинские дети, находящиеся с родителями за границей. - Авт.) создать специальный учебный центр».

Специалисты считают, что даже при нынешнем ограниченном бюджете на это можно найти средства - например, использовать часть образовательной субвенции, которая не пошла на неподконтрольные территории. Поэтому педагоги обратятся в Министерство финансов с запросом об остатке этих денег, а также предложением направить их на развитие дистанционного образования.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать