Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сильное звено

Украине важно сохранить собственное автомобильное производство
31 октября, 00:00

Еще четыре года назад было сложно представить, что сегодня автомобильная промышленность Украины станет ресурсом интеграции страны в мировую экономику. Одним из законопроектов, рассматриваемых сегодня парламентским Комитетом по вопросам финансов и банковской деятельности, является проект закона «О развитии автомобильной промышленности Украины». Задача закона — обеспечить развитие в стране производства автомобилей и комплектующих путем поддержки отечественных предприятий, а также привлечения в Украину крупных мировых автопроизводителей.

Мировой опыт показывает, что автомобилестроение представляет собой весьма прибыльную отрасль и характеризуется высокими доходами производителей, большим количеством созданных рабочих мест и мощным влиянием на развитие других отраслей экономики, включая металлургическую, нефтехимическую, электронную промышленность и т.д. Наличие собственного автомобильного производства является не только важнейшей составляющей статуса страны в международном сообществе, но и непосредственно двигателем ее экономического роста. Сегодня большинство стран мира рассматривает вопрос о целесообразности существования того или иного автомобилестроительного предприятия исключительно в контексте мирового рынка.

Развитие собственной автомобильной промышленности — это единственный шанс Украины на включенность в мировой автомобильный рынок. Исходя из опыта России и новых государств-членов ЕС, успешное развитие автомобилестроения (включая выпуск иностранных моделей) возможен лишь при наличии собственных автозаводов. Другие способы развития автомобильной отрасли (импорт, создание сетей СТО, крупноузловая сборка) являются малоэффективными. Путь европейских стран на автомобильном рынке представлял собой своеобразную эволюцию «от крупноузловой до мелкоузловой сборки и подномасшабного производства», но при этом европейские страны всегда начинали с модернизации старых заводов и усовершенствования существующего модельного ряда. В России, например, за последнее время появилось сразу несколько новых линий по сборке всемирно известных автомобильных марок. Но даже на активно растущем российском рынке, где ежегодное количество продаваемых новых машин перевалило за отметку в 1000000 автомобилей, доля иностранных авто составляет менее 3%. В то же время, наиболее активное освоение зарубежных марок осуществляется Волжским автомобильным заводом, который работает на российском авторынке уже несколько десятилетий.

В случае Украины весьма показательна деятельность Запорожского автомобилестроительного завода, на котором за последние пять лет было налажено производство автомобильных марок, выпускаемых такими гигантами, как General Motors и DaimlerChrysler. Более того, до конца 2003 года завод планирует начать мелкоузловую сборку Opel Astra и освоить выпуск некоторых моделей ВАЗа (в частности, ВАЗ- 21093 и ВАЗ 21099). По мнению экспертов, не исключено,что уже в 2006 году ЗАЗ пополнит модельный ряд концерна General Motors собственной автомобильной маркой.

На сегодняшний день очевидно, что у украинского автомобильного рынка нет перспектив по строительству новых площадей для полномасштабного производства автомобилей. Сегодня Украина представляет собой один из наименьших в Европе автомобильных рынков, который к тому же характеризуется весьма невысокими темпами роста. Появление новых автомобилестроительных заводов на территории страны маловероятно, поскольку в таком случае единственной перспективой для новых производителей была бы их ориентация на экспорт. Трудность выполнения последнего условия обуславливается жесткими международными требованиями к национальной принадлежности производимых автомобилей. Чтобы произведенный в Украине автомобиль считался украинским, украинским должно быть происхождение более 50% его добавленной стоимости. Согласно мировой практике, в организацию «с нуля» выпуска автомобилей, соответствующих критерию национального происхождения, необходимо вложить более одного миллиарда долларов инвестиций. Исходя из существующих тенденций привлечения прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику, такое условие можно считать практически невыполнимым. Если же требование к национальному происхождению не будет соблюдено, то экспортировать произведенные в Украине автомобили будет невозможно. Так, например, украинские автомобили сегодня беспошлинно ввозятся на территорию России. Экспорт же «неукраинских» автомобилей (т.е. автомобилей, произведенных на украинских предприятиях методом крупноузловой сборки) будет рассматриваться Россией как реэкспорт, подлежащий обложению ввозной пошлиной.

В условиях, когда создание нового автомобильного производства на территории Украины является экономически нецелесообразным даже для крупных иностранных корпораций, стране целесообразно сохранить существующие производственные мощности. Реальным предприятием, которое сегодня способно наращивать автомобильное производство и эффективно сотрудничать с западными компаниями, является Запорожский автомобилестроительный завод. Учитывая слабость внутреннего рынка, некоторые специалисты склонны считать сохранение ЗАЗа своего рода чудом управленческих технологий. Важно помнить, что если бы Украина лишилась этого завода, развитие отечественного автомобилестроения было бы заторможено на неопределенное время. Перспективы страны по включенности в мировой рынок в лучшем случае ограничились бы крупноузловой сборкой или мелким производством комплектующих.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать