СХВАТКА С АПАТИЕЙ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000714/4124-18-1_0.jpg)
Разочарование наступает от подавления творческой энергии, невозможности реализовать свой потенциал и осознания того удручающего факта, что будущее принесет еще большее разочарование.
Вот что чувствует художник, любящий свой город и свое дело, когда понимает, что в его городе совсем нет будущего для искусства.
Вот что он ощущает, глядя на кипы уникальных, ценнейших созданных им работ и понимая, что ему негде их продавать или даже выставлять.
Именно так чувствуют себя харьковские художники.
«Не забывайте, что Харьков когда-то был столицей Украины, — говорит Алексей Борисов, один из самых известных в городе мастеров. — У нас здесь интеллигенция вполне столичного уровня. В том числе и множество талантливых художников».
Он назвал нескольких — Олега Кулика и Сергея Браткова, чья выставка недавно состоялась в Киеве и Москве, Василия Антонюка, Павла Макова и Михайлова.
«Но в этом городе совершенно отсутствует художественный рынок, нет журнала об искусстве. И выставок здесь практически не бывает, потому что нет независимой галереи», — говорит Алексей.
А что он имеет в виду, говоря «независимая галерея»? «Место, куда каждый может прийти и выставить то, что захочет, — отвечает Борисов. — У нас в Харькове существуют только муниципальные галереи, и в них есть ограничения на то, какого рода работы можно экспонировать».
Вадим Александров, чья совместная с Сергеем Логиновым и Владимиром Комаровым выставка сейчас проходит в Доме художника, говорит то же самое.
«Для художника общение очень важно. Мы встречаемся, обсуждаем то, что делаем, и от этого наши работы становятся лучше. Но сейчас все изменилось», — сказал Александров.
Его основная специализация — графика, но он экспериментирует и с многоцветной масляной живописью, создавая фантастические работы, которые, по его словам, не подчинены определенному плану, но и не являются абстракцией, а скорее, «музыкой души». Его работы можно увидеть в галереях и частных коллекциях в Европе, на Кубе, в Израиле и Северной Америке.
«Раньше у меня бывало 2—3 выставки в месяц, а теперь — в год. Люди покупали мои картины, и я мог жить дальше, а теперь ни у кого нет денег на покупку произведений искусства», — говорит он.
Алексей Борисов работает в жанре поп-арта и абстрактных композиций. Он также время от времени занимается коммерческим искусством, создавая дизайн логотипов, объявлений и рекламы для харьковских компаний. Сейчас его выставка проходит в Международном доме в Харькове.
Борисов рассказал, что в Харькове происходит множество андерграундных хеппенингов. «Каждый год 26 апреля здесь проходит международная выставка «Четвертый блок», а в этом году одновременно с ней состоялась еще и альтернативная выставка, — сказал он. — Темой официальной экспозиции были экология и жизнь, а альтернативный «Четвертый блок» выбрал тему повседневных устремлений индивидуума, и эта выставка имела более иронический оттенок».
Однако молодые художники, которые ежедневно приходят в мастерскую Евгения Биткова, не выказывают такого разочарования, как их старшие коллеги. Они собираются вместе, чтобы учиться и экспериментировать, и на них не давит необходимость продавать работы, дабы прокормить семью. То, что 10— 15 молодых художников ежедневно приходят в мастерскую, чтобы обсудить свою работу и опыты, многое говорит о движении андерграунда.
Одна из них, Ольга Скоробогатова, делится своими мыслями: «Я ничего не имею против того, чтобы люди продавали свои картины. Но искусство должно быть независимо в том смысле, что художник обязан идти своей дорогой, не подстраиваясь под вкусы покупателя».
До революции в помещении мастерской был общественный танцевальный зал. В советские времена здесь располагался Союз художников, а позднее дом был поделен между художниками, которые устроили здесь студии. В комнатах лежат готовые полотна и незаконченные холсты, на которые падает свет через высокие, во всю высоту одной из стен, окна. Тишину почти ничто не нарушает, кроме мелодий «Машины времени» и шороха кистей и карандашей по бумаге. В помещении стоит вездесущий запах масляной краски и скипидара. Один из художников делает эскиз витражного окна для строящегося в Харькове собора, трое других маслом, пастелью и чернилами пишут портреты Вики — сегодня ее очередь служить моделью. Прочие расположились кто где, наблюдая за работающими или читая.
Три раза в неделю Битков, хозяин мастерской, оценивает их работы и дает полезные советы.
Он сказал, что после 1991 года был период, когда интерес к искусству угас, но теперь все больше молодых людей активно занимаются им. Он также отметил, что многие современные украинские художники сталкиваются с проблемой ограниченных возможностей путешествовать.
«У нас искусство не на том уровне, как в Западной Европе, — сказал он. — Конечно, украинская национальная культура существует, но мы должны развивать новые виды искусства. Одного авангарда недостаточно. Для повышения культурного уровня нужны деньги, но искусство — не бизнес. Это совершенно разные вещи».
Он считает, что именно тогда, когда художник встречается с трудностями извне, он должен убедиться, что изнутри с ним все в порядке, и «не позволять душе лениться».
«Нам нравится то, что мы делаем, и мы не хотели бы заниматься чем-то другим», — подытожил Битков.
Все, что им нужно, — это место, где бы они могли работать и выставлять свои работы. Это не так много.
Выпуск газеты №:
№124, (2000)Section
Общество