Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Сливная» проверка

«При верификации соцвыплат для переселенцев Минфин пренебрег законом о защите персональных данных», — эксперт
23 декабря, 10:58

Недавнее заявление волонтера Леси Литвиновой возмутило практически всех, кроме Министерства финансов. Обвинения касались незаконной передачи базы данных переселенцев коллекторской фирме, связанной с Российской Федерацией. В министерстве отреагировали довольно спокойно: проводят внутреннюю проверку инцидента. Именно это ведомство в соответствии с правительственными распоряжениями должно провести верификацию социальных выплат для переселенцев, чернобыльцев, пенсионеров, получателей субсидий на коммунальные услуги, субвенций на жилье для семей погибших и инвалидов АТО и тому подобное.

Пилотный проект касался именно переселенцев, проверки планировались телефонные и физические, в частности предусматривалось фотографирование местожительства лица. Почему-то проводить верификацию доверили частной фирме ООО «Дельта М Юкрейн», хотя по Закону «О защите персональных данных» делать это может лишь государственная или коммунальная структура. К тому же фирма входит во влиятельную ассоциацию коллекторов России и работает с долгами российских граждан и жителей оккупированного Крыма перед украинскими банками.

«БАЗА ДАННЫХ — ЭТО «КЛОНДАЙК» ДЛЯ АФЕРИСТОВ»

Поисковик выдает как киевские, так и московские реквизиты компании. А также сообщение, что год назад Генпрокуратура Украины начала проверку фирмы по факту незаконной деятельности и создания вооруженных бандформирований на территории Украины со стороны агентства. Еще один штрих: в 2012 году «Дельта М Юкрейн» требовала у должников компании «МТС» и «Родовід банку» двойные суммы долга, угрожая судами в случае отказа. Несмотря на все, именно эта фирма выиграла тендер, организованный Минфином. На сайте Prozorro есть соответствующая информация. Странно, что проверки для выплат государственных денег поручают компании, которая специализируется на «выбивании» долгов.

Еще одно нарушение — выведывание конфиденциальной информации по телефону. После заключения договора с Минфином сотрудники «Дельта М Юкрейн» начали обзванивать переселенцев и, кроме имени и даты рождения, расспрашивали о месте регистрации и фактическом местожительстве. Делали это якобы по инициативе ведомства, которое готовит для людей новогодние поздравления. Если граждане отказывались рассказывать это по телефону, по ту сторону трубки слышали угрозы, что государство вообще может лишить их денежной поддержки.

«Иными словами, Министерство финансов передает коллекторской фирме с сомнительной репутацией реестр переселенцев, наделяя ее полномочиями, идущими вразрез с законодательством. Кроме того, позволяет этой компании привлекать третьи лица, а по сути — делиться полученной информацией с любой заинтересованной стороной, — комментировала ранее Леся Литвинова. — База переселенцев с набором персональных данных — это и полная база жилья, пустующего на неподконтрольной территории, и список адресов, по которым проживают «враги молодой республики», и «клондайк» для аферистов на рынке жилья».

КОЛЕКТОРСТВО «В ЗАКОНЕ»

Поскольку Министерство финансов собиралось проверять, как получают социальные выплаты другие льготные категории, такая же опасность и нарушение права на конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни может постичь и их. «Если не изменить ничего сегодня, персональные данные большинства жителей страны могут передать коллекторскому агентству на «законных основаниях» — по результатам «открытого и прозрачного» тендера, со всеми последствиями. А персональные данные семей погибших или инвалидов АТО в этом списке, учитывая связь «Дельты М Юкрейн» с Россией, достойны отдельных аплодисментов», — добавляет Леся Литвинова.

В общественной организации «Опора» заявляют, что колл-центр фирмы — это просто источник конфиденциальных данных. Так, любое лицо, звонящее в «Дельта М Юкрейн», может беспрепятственно получить персональную информацию относительно другого гражданина, имея его номер телефона. В то же время граждане, общаясь с операторами колл-центра, подвергаются шантажу и психологическому давлению с их стороны. В «Опоре» рассказывают о случае, когда после отказа гражданки общаться с неизвестными лицами операторы колл-центра звонили ей восемь раз на протяжении суток с разных номеров телефона.

СОВЕТ — НЕ ПОДДАВАТЬСЯ НА ПРОВОКАЦИИ

Из-за нарушения закона о защите персональных данных в Офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека уже обратились в ГПУ и СБУ, чтобы там провели соответствующие проверки «Дельты М Юкрейн». Со своей стороны запретили обществу любую обработку базы данных переселенцев.

«Относительно незаконности телефонной верификации нет сомнений, — отмечает Елена Виноградова, правовой аналитик Благотворительного фонда «Право на защиту». — Вместе с тем, это не слив информации, поскольку был проведен тендер, общество на основании договора начало верификацию, то есть это делалось планомерно. Просто, проводя верификацию соцвыплат для переселенцев, Минфин полностью пренебрег законом о защите персональных данных. Чтобы оградиться от подобных рисков, первый совет — не доверять свои персональные данные лицам, которые звонят по телефону из неизвестных номеров, не поддаваться на провокации относительно того, что если человек чего-то не скажет, ему прекратят выплаты. О случаях нарушений можно сообщать в Офис Уполномоченного Верховной Рады по правам человека или обращаться в наши приемные».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать