Слово в защиту независимого тестирования
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080421/474-6-2.jpg)
22 апреля в нашей стране сотни тысяч выпускников средних школ и других подобных заведений, а с ними те, кто закончил их раньше, будут сдавать первый тест в рамках независимого внешнего оценивания — тест по украинскому языку и литературе. Это означает, по сути, старт вступительной кампании этого года в ВУЗы — дальше пройдет тестирование по другим предметам. Принципиальное требование Министерства образования и науки указано в соответствующем приказе: в конкурсах в высшие учебные заведения для абсолютного большинства специальностей будут учитываться исключительно баллы, полученные по результатам независимого оценивания. Основной мотив (он неоднократно звучал публично) — таким образом снизится возможность взяточничества при приеме новых спудеев.
Но как на стадии подготовки, так и после подписания и предания огласке, этот приказ «накрыла» волна мощной обструкции. Основные ее направления — именно обязательность тестирования вообще и сдача тестов по украинскому языку и литературе в частности. Особенно активно выступали и выступают против этого преподаватели ряда столичных и не столичных ВУЗов, а также политики из лагеря оппозиции. И уже в последние дни на некоторых центральных телевизионных каналах прошли сюжеты, где подвергалась сомнению обоснованность позиции МОНа в данном вопросе. Мы не будем останавливаться на языковом аспекте — о нем уже сказано достаточно. Отметим другое — не видно было и не слышно, чтобы кто-либо вспомнил об опыте прошлого года (хотя бы на каком-то примере), когда впервые в нашей стране это министерство — а возглавлял его Станислав Николаенко — обязало ВУЗы учитывать балы внешнего тестирования (по желанию абитуриентов) вместо сдачи экзаменов. В связи с этим нужно сказать, что именно нынешний глава данного ведомства Иван Вакарчук, будучи в тот период ректором Львовского национального университета имени Ивана Франко, внедрил там принцип: вступительные экзамены на тех или иных факультетах, особенно на наиболее престижных, должны (при совпадении направлений и по причине отсутствия необходимости в творческих или специальных испытаниях) включать лишь предметы, по которым проводилось независимое оценивание. Таким образом значительно снижалось участие преподавателей университета в проведении экзаменов, а значит — и возможность субъективизма, главного источника коррупции.
Ныне на первом курсе юридического факультета ЛНУ, например, по информации автора, значительная часть студентов учится весьма добросовестно — «грызет гранит» юридической науки денно и нощно. Среди них много верующих и придерживающихся высоких моральных принципов. Сведения эти из первоисточников, а именно — от дочери Галины, которая со своими высшими баллами за тесты по истории Украины и украинскому языку в прошлом году была принята на этот факультет на бюджетное финансирование. А правоведение, по которому не было независимого оценивания, не было включено в перечень экзаменов. Во Львове утверждают, что это делалось по принципиальному настоянию И. Вакарчука. О взятках за модульные тестирования и экзамены на сессиях там также не слышно — ни гривни моя дочь за это не платила. Она же говорит — преподаватели требовательны ужасно, но если студенты смогут усвоить хотя бы 70—80% того, что им дают, то из них получатся классные специалисты. Я далек от того, чтобы идеализировать упомянутый ВУЗ — как и везде, среди студентов там можно встретить детей или родственников преподавателей, откровенных лентяев. Есть и так называемые «мажоры», то есть дети богатых родителей, но они не очень «выпендриваются». И учатся такие студенты преимущественно на контрактной основе. Нельзя также исключить, что кто-то и платит за поступление или сдачу экзаменов. Но...
В прошлом году при поступлении на юридический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на собеседовании (первом вступительном испытании) без зазрения совести «валили» победителей олимпиад, дипломантов Малой академии наук по правоведению, золотых медалистов из некоторых льготных категорий — из около 80- ти абитуриентов позитивный результат имела лишь одна девушка. Сумма взятки за прием на бюджетное финансирование, циркулировавшая в разговорах родителей абитуриентов, колебалась в пределах восьми—десяти тысяч долларов США. Несколько человек, столкнувшихся с этим лично, рассказывали также автору о многотысячных взятках в такой же валюте, которые «дерут» за поступление и обучение в очень известном и престижном харьковском юридическом ВУЗе. А еще о том, как «отсеивали» там на вступительных экзаменах очень талантливых парней и девушек. Если внимательно посмотреть, то именно выпускники последних двух названных заведений занимают львиную долю важных должностей в государственной сфере нашей страны. И после этого мы удивляемся, какие нелепые и противоречивые законы, включая Конституцию, у нас принимаются. Удивляемся правовому нигилизму, демонстрируемому чиновниками и различными правоохранительными учреждениями, которые по своему назначению должны защищать закон. Поэтому причины критики нынешней позиции МОНа со стороны представителей так называемых престижных высших учебных заведений понятны — не хочется избавляться от такой большой кормушки, как вступительная кампания.
Но в ВУЗахс меньших городов оппоненты независимого тестирования часто высказывают аргументы и противоположного антикоррупционным рассуждениям характера. В частности, доцент кафедры экономической теории Житомирского технологического института Юрий Ущаповский (один из постоянных экспертов «Дня») и старший преподаватель Житомирского института радиоэлектроники имени Сергея Королева Игорь Сапожников каждый отдельно доказывали автору, что в их заведениях в нынешнем году в связи с внедрением внешнего оценивания может заостриться проблема набора студентов, поскольку количество выпускников школ, колледжей, техникумов и средних профтехучилищ в области ежегодно сокращается и становится приблизительно таким, как количество мест во всех ВУЗах области. (В начале нынешнего учебного года в области в 11 е классы набралинемного меньше 12 тысяч парней и девушек. — В.К. ). В таких условиях вопрос, по мнению на автора, действительно может состоять не в наборе лучших студентов по результатам тестов, а просто в возможности заполнения всех студенческих вакансий. Но это уже вопрос престижности дипломов этих, впрочем, как и большого числа подобных заведений Украины.
Для реального воплощения принципа равного доступа к высшему образованию, декларированного МОН, максимальное внедрение независимого внешнего тестирования, безусловно, жизненно важно (многое зависит от настойчивости и принципиальности тех, кто этим занимается). А в интересах предотвращения искажения его результатов и вследствие этого его дискредитации хочется посоветовать пану министру обратиться к некоторым авторам нашей газеты, указавшим на около десяток способов постороннего вмешательства в этот процесс в интересах заинтересованных лиц с целью получения необходимых им результатов.
КСТАТИ
23 апреля на заседании Кабинета Министров рассмотрят вопрос о проведении независимого оценивания знаний учеников школ. На него пригласят представителей родительских комитетов и профсоюзов учителей, директоров школ, ректоров вузов. Как сообщили в пресс-службе Кабмина, премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что правительство хочет услышать мнение общественности, родителей и учителей и собирается дать оценку состояния подготовки к тестированию. «Кабмин должен выяснить, может ли сегодня страна без нарушений прав школьников, будущих студентов, их семей провести это тестирование качественно», — заметила она.
Выпуск газеты №:
№74, (2008)Section
Общество