Перейти к основному содержанию

Случай Квиташвили

Почему министр здравоохранения, от которого ожидали ощутимых изменений в системе, не справился с поставленными задачами.И где гарантии, что это сделают следующие?
07 июля, 10:39
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Очередные надежды на качественные изменения в сфере здравоохранения в очередной раз провалились. И не просто провалились, но едва ли не впервые  принесли настолько ощутимое разочарование среди общественности. В этот раз с поставленными — и главное — лично заявленными задачами не справился министр здравоохранения Александр Квиташвили. Один из тех грузинских реформаторов, на приход которых в наше политическое пространство украинцы среагировали ощутимо оптимистично. 2 декабря, когда Квиташвили по квоте «Блока Петра Порошенко» стал министром здравоохранения Украины, общественные активисты и представители пациентских организаций отреагировали бурно и радостно. Впрочем, как рассказывают сейчас, понимание, что изменений не будет, пришло к ним уже  через несколько недель. Прошло семь месяцев, и сейчас возник вопрос об отставке министра, чья деятельность не принесла ощутимых результатов. Среди прочего — не была решена проблема с госзакупками лекарств, которую должны были решить в первую очередь. Это — многолетняя проблема, цена которой — человеческие жизни.

На прошлой неделе первый заместитель руководителя фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко заявил, что на этой пленарной неделе будет рассматриваться вопрос об отставке Александра Квиташвили с должности министра здравоохранения. Посоветовал пойти в отставку Квиташвили и председатель Одесской ОГА Михаил Саакашвили. А председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко призвал Кабмин проверить деятельность министра обороны, министра МВД и министра здравоохранения.

На заседании коллегии Минздрава, 2 июля, премьер-министр Арсений Яценюк отметил, что требует от Квиташвили до сентября показать реальные результаты в реформировании системы Минздрава. «...На сентябрь я требую результата как по принятию закона, так и закупке медицинских препаратов и лекарственных средств, так и обеспечению вакцинацией. Конкретного результата!» —  обратился глава правительства к Квиташвили.

Сам Квиташвили рассказал на пресс-брифинге, что он с командой много чего успел сделать. «...Полностью изменена система закупок в Украине, разработаны законопроекты для введения изменений в медицинских заведениях. Мы прошли этот процесс прозрачным европейским путем. Теперь под влиянием разных групп в Верховной Раде Украины реформы хотят затормозить. Кое-кому нужны постоянные кризисы, чтобы ничего не менялось в стране. Я призываю депутатов подумать о государственных интересах. Поскольку это первый и последний шанс изменить систему здравоохранения Украины», — заявил Александр Квиташвили. Он подчеркнул, что система здравоохранения оказывает сопротивление реформам...

Но уже буквально на следующий день, 2 июля, появилась новость, что Александр Квиташвили написал заявление на увольнение. Поэтому отставка министра — дело ближайшего времени. В медиапространстве уже выплывают имена возможных претендентов на эту должность и бурно обсуждают вопрос, кто виноват в провале реформы системы здравоохранения — коррумпированная система или некомпетентный министр? А главное — кто должен нести ответственность за потерянное неэффективными руководителями Минздрава время? Александр Квиташвили, кстати, уже 17-й министр здравоохранения...

«МЫ ДОЛЖНЫ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ»

«Ничего не сделано. Ноль. Даже те законы, которые уже приняты в Верховной Раде, они в Минздраве не могут реализоваться, — говорит председатель организации «Пациенты Украины (ЮКАБ)» Дмитрий ШЕРЕМБЕЙ в разговоре с «Днем». — В сущности, разочарование министром началось через три недели после его назначения. Когда стало понятно, что министр не принимает никаких решений в министерстве вообще. Ни по своему персоналу, ни по стратегическим направлениям, ни по госзакупкам. Никаких. С января мы регулярно предупреждали и Президента, и Кабмин, и абсолютно всех, что все это неизбежно приведет к фиаско. И нужно не допустить это фиаско. Мы оказались правы. Но мы говорили не только о Квиташвили, так же прямо мы говорили и о первом заместителе министра Александре Павленко, которая тоже сюда зашла по квоте тех же людей, которые ставили и Квиташвили. Мы настойчиво рекомендуем не допускать две ошибки за один год. Раз они заявляли, что они — команда, то пусть вся команда и уходит».

Олег МУСИЙ, бывший министр здравоохранения, а ныне народный депутат (фракция «Блок Петра Порошенко») отмечает в разговоре с «Днем», что за эти семь месяцев со стороны Минздрава не было зарегистрировано «ни одного важного законопроекта». «К великому сожалению, этот министр, назначенный по квоте БПП, оказался самым слабым. Но мы должны признавать свои ошибки, если человек уже полгода не справляется со своими профессиональными обязанностями, нужно его поблагодарить за работу и найти более серьезную кандидатуру. Господин Квиташвили заявил на заседании профильного комитета ВРУ, что те заместители его, которые  назначены разными группировками, в том числе фармацевтической мафией, по квотному принципу — это его команда, с которой он собирается работать. Поэтому его команда его и подвела, а лишняя доверчивость сослужила ему плохую службу. Я считаю, что должен быть украинский специалист, который разбирается в системе здравоохранения Украины. Потому что, кроме реформ, есть текущее положение вещей, ведь люди продолжают болеть и нужно закупать медикаменты. А господин Квиташвили очень далек от этого», — объяснил Олег Мусий.

«Реформы системы здравоохранения провалены, потому что большинство министров не хотели  ничего менять в сфере закупок лекарств по госпрограммам. Их устраивала возможность распилить огромный бюджет Минздрава. Более того, структура украинского рынка госзакупок лекарств настолько коррумпирована и монополизирована, что честно купить лекарства на украинском рынке почти невозможно. Поэтому единственный способ сломать эту систему — это вывести закупку лекарств за пределы Украины. Есть два пути. Или отдать это право международным закупочным  организациям,  или покупать напрямую у производителя, —  рассказывает «Дню» председатель правления ОО «Центр противодействия коррупции» Виталий ШАБУНИН. —  Такие выводы мы сделали по результатам годового мониторинга закупок. То есть единственный способ — вывести закупки за пределы Украины. Закон мы пролоббировали. Проблема Квиташвили конкретно в том, что он не смог имплементировать его в жизнь, потому что сам не разбирается в украинских реалиях. А замы, навязанные ему фарммафией через Администрацию Президента, заблокировали этот процесс. Как только госзакупки выводят за пределы страны, это поле выходит из-под влияния. То есть фармкомпании не способны влиять на закупки. Невозможно подкупить международные компании. Поэтому наибольшая вина Квиташвили в том, что он ничего не смог сделать. А это та сфера, где отсутствие изменений измеряется смертями людей, реальных пациентов... Данный закон о госзакупках лекарств через международные организации пролоббирован и вступил в силу, но Минздрав — специально его не имплементирует, просто манипулируя и обманывая».

Виталий Шабунин отмечает, что Квиташвили не разбирается в нашей системе здравоохранения и был вынужден подписывать десятки документов ежедневно, не владея хорошо украинским языком.

«Нужно иметь стальную волю и железную команду, чтобы эту систему сломать. А Квиташвили этого не имеет. Очевидно было, что Квиташвили провалится, и мы говорили об этом еще в феврале, когда он прогнулся под замов от фарммафии. Трудно? Пусть уходит. В отличие от других министров, я бы не добивался его посадки, потому что там не было преступного умысла, там была бездеятельность и несостоятельность», — подытоживает Шабунин.

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИМЕЕТ ЗДЕСЬ НУЛЕВУЮ СТОИМОСТЬ»

Украинцы обсуждают эту отставку и вообще всю эту ситуацию вокруг Минздрава достаточно бурно. Скажем, значительно активнее и более эмоционально, чем, например, отставку министра экологии Игоря Шевченко. Такое внимание людей понятно — реформа системы здравоохранения — один из вечных и достаточно болезненных вопросов для Украины. По словам Ольги СТЕФАНИШИНОЙ, исполнительного директора БФ «Пациенты Украины», ЮКАБ, эта реформа тревожит украинцев значительно больше остальных, ведь непосредственно касается их здоровья и жизни. Поэтому люди внимательно следят за ней, особенно те пациенты, жизнь которых зависит от госзакупок лекарств и которые без перелома ситуации с этими самыми закупками могут просто не дождаться реформ...

«Александр Квиташвили не разбирается в нашей системе здравоохранения, и не было по сути никого, кто мог бы ему все объяснить и разъяснить, он не привел свою команду — и в этом одна из основных причин его неуспеха. Министр не всегда даже понимал, какие именно документы подписывал, ему их приносила его команда... Что касается возможных претендентов на эту должность, то нужно провести прозрачный, честный конкурс, не такой фейковый, который провел Квиташвили с председателем службы Гослекарств. Сюда должен прийти человек не от партий, которому потом навяжут команду, должность министра должен занять человек, хорошо знающий эту сферу, много лет работавший в ней именно в Украине», — объясняет Стефанишина.

Олег Мусий рассказывает, что на данный момент есть шесть-семь достойных кандидатур на эту должность. «Из тех, кто обсуждается, наиболее достойные — Ольга Богомолец и Борис Тодуров (врач-кардиохирург, руководитель Киевского городского центра сердца. — Ред.). Но на мой взгляд, нужно провести открытый конкурс и публичное обсуждение, ведь глава Минздрава — это социально уязвимая должность, которая влияет на нашу повседневную жизнь. Но при подборе кандидатур на эту должность необходим подход с учетом украинских реалий, а не использование подходов Великобритании или США с подбором кадров агентствами», — говорит народный депутат.

Кроме Бориса Тодурова и Ольги Богомолец, среди претендентов на должность министра называют и Виктора Рыбчука — генерального директора и соучредителя клиники «Оберіг», и нескольких нынешних заместителей министра здравоохранения. И собственно, кандидатуры нынешних заместителей вызывают среди общественности особое сопротивление. Активисты требуют полной смены команды нового министра.

«Наша позиция такова. Мы не выступаем ни за одну из фамилий, мы выступаем за принцип. И он состоит из трех вещей. Первое — никаких политических квот на эту позицию не должно быть. Потому что предоставлялись в начале года относительно Квиташвили политические гарантии, а кто за них понес политическую ответственность из тех, кто их давал? Блок Петра Порошенко давал эти гарантии. Как они за это будут отвечать? А никак. Люди просто пострадали, а политическая ответственность имеет нулевую стоимость, — объясняет Дмитрий Шерембей позицию пациентских организаций. — Итак, во-первых — мы против квотного принципа. Во-вторых — мы выступаем за открытый конкурс на эту позицию. И в-третьих — независимо от того, кто выигрывает конкурс или кого поставят на эту позицию, мы считаем, что его нужно ставить временно исполняющим обязанности министра на полгода. И поставить три четких задачи, которые этот человек должен реализовать за эти полгода. В случае нереализации задач, этот человек спокойно идет без сложных документных процессов через Верховную Раду. И первая стратегическая задача, которую этот человек должен реализовать, — в ближайший месяц работы передать госзакупки международным организациям. Это наша позиция относительно нового назначения...  Минздрав является саботирующим фактором данного закона и делает максимум, чтобы закупки не прошли в этом году. Вторая задача — либерализация фармрынка, третья — автономная работа больниц. Если этот человек способен выполнять подобные задачи как министр, то он способен и на реформы».

«Кто станет новым министром, мне все равно. Это — ответственность парламентской коалиции, — говорит Виталий Шабунин. — Я уже не жду от них каких-то реформ. Пусть тупо выполнят закон, который мы для них пролоббировали. И просто отдадут закупки тем, кто может их провести — международным агентствам. Я убежден, что организовать прямые поставки это министерство в принципе не в состоянии...»

О «ФИЛЬТРАХ» НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ МИНИСТРОВ

Итак, министр здравоохранения подает в отставку и уже есть несколько претендентов на эту должность. Но открытым остается вопрос о политической ответственности за потерянное время и проваленные реформы. Где гарантия, что следующий министр не окажется непрофессиональным и неэффективным, и реформы опять не будут провалены? Существуют ли сегодня «фильтры», которые не допустят в правительство неквалифицированные кадры? Действительно ли украинская система здравоохранения имеет столько времени и ресурсов, чтобы позволить себе «пробовать на зуб» и давать еще несколько шансов министрам, в то время как пациенты не могут дождаться лекарств?

«На мой взгляд, пока говорить о каких-то эквивалентах этой политической ответственности в измерении жизни пациентов или потери здоровья достаточно сложно, поскольку есть слишком много опосредованных моментов. То есть, тот же Квиташлвили, комментируя свою отставку, говорил о своих неадекватных представлениях о системе государственного управления в Украине и, соответственно, можно из этого сделать выводы, что его обещания были вызваны этими представлениями. Поэтому, честно говоря, политическая ответственность в данном случае пока что — вопрос не очень технологический, а больше риторический и идеологический. Очевидно, ответственность в данном случае несет украинский политический класс в целом и обобщенная новая власть. Здесь говорить о какой-то персонификации, о премьер-министре или о коалиции как о субъектах достаточно сложно, поскольку мы были свидетелями того, насколько все это бессистемно формировалось, самоопределялось и начинало работать. Поэтому такие уроки и такая ответственность имеет достаточно размытый характер, но от этого не менее категоричный, — объясняет «Дню» доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований Максим РОЗУМНЫЙ. — Если в целом говорить о профпригодности относительно должности министра, а министр — это политическая фигура, то здесь, по-видимому, критерии в виде профессионального ценза или справок о наличии соответствующих знаний, не будут срабатывать. Поскольку от политика в первую очередь ожидают моральных решений, целеустремленности и политической честности. И в этом контексте отставка может свидетельствовать не о профессиональной непригодности, а наоборот, о том, что данный политик должным образом реагирует на те вызовы и те ситуации, которые возникают в процессе его работы. Поэтому приходится констатировать, что кроме такого «фильтра», как политическая ответственность, ответственность на следующих выборах соответствующей политической силы, соответствующих политических лидеров, взявших на себя эту ответственность, не удастся придумать в ближайшее время другие «фильтры». Мы все равно будем идти, надеюсь, успешно, к той модели, когда работает административная система, деполитизированная и максимально эффективная, максимально профессиональная, а ключевые решения принимают политики, правительственные чиновники, совместно с парламентариями и четко идентифицируются с политической силой, которая эти решения предлагает и несет за них ответственность».

ГОЛОС C «ФЕЙСБУКА»

Лана СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, блогер:

Почему у министра ничего не получилось?..

Объективные причины:

1. Бюрократическая неповоротливая система госуправления.

2. Минздрав насыщен коррупционерами, люмпенами и просто идиотами.

3. «Главные стейкхолдеры» этой страны диктуют свои правила игры и своих игроков, минимизируя свободу решений на местах.

4. Разрозненное бизнес— и гражданское сообщество, большое количество двуликих.

5. Огромная запутанная регуляторная система.

6. Почти полное отсутствие правоохранительной и судебной системы — нет правового поля.

7. Отсутствие времени на раскачку — необходимость радикальных, но точных и продуманных решений.

Субъективные причины господина Квиташвили:

1. Полное непонимание объективных обстоятельств, указанных выше.

2. Почти полное отсутствие управленческих качеств, понимания построения сложных процессов, риск-менеджмента и сложных коммуникаций.

3. Некомпетентность в системе здравоохранения Украины и системе госуправления.

4. Незнание людей в сфере, как следствие — неспособность сформировать качественную команду. Полное отсутствие критического анализа при назначении подчиненных. Неспособность отличить «правое от левого».

5. Молчаливое согласие на все «палки в колеса» во время работы. Неспособность к публичному высказыванию критики в отношении высшей власти и системы.

6. Толерантность к «приходящим» и «звонящим» (о коррупции не говорю, т.к. свечку не держала).

7. Отсутствие стратегического и операционного видения, как следствие — отсутствие стратегии, тактики и соответствующей дорожной карты реформ.

8. Заполнение популизмом собственной несостоятельности.

КСТАТИ

Сегодня в Верховной Раде состоится консультационная встреча относительно участия международных организаций в закупках лекарств и вакцин для Украины.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Представители Министерства здравоохранения, Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, международных и пациентских организаций обсудят сотрудничество Минздрава Украины и международных структур для закупок лекарств в 2015 году и в дальнейшем. В апреле этого года Петр Порошенко подписал закон, предусматривающий передачу государственных закупок лекарств и вакцин международным организациям. Это позволяет приобретать медикаменты быстрее, дешевле и по прозрачным схемам. Историческое внедрения — заслуга пациентских и общественных организаций. Но активисты отмечают: Минздрав срывает выполнение закона,  что выгодно «тендерной мафии», которая годами наживается на закупках лекарств.

На фото — 1 июля 2015 участники пациентских организаций выстроились под Кабинетом Министров с пустыми бутылками от лекарств, потому что  министерство до сих пор не закупило препараты антиретровирусной терапии для ВИЧ-позитивных людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать