Социальный бюджет — вопросы без ответа
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010915/4166-5-2_0.jpg)
Недавно в комитете по вопросам социальной политики и труда обсуждался проект закона Украины о государственном бюджете на 2002 год. На сегодняшний день уже не является диковинкой, что социальные нужды покрываются бюджетом, покрываются крайне неохотно, а самым наболевшим был и остается вопрос несвоевременной выплаты заработной платы. Благо, по данным министерства труда и социальной политики, с начала этого года ситуация по выплатам несколько улучшилась и задолженность уменьшилась на 20,9%, а долг был сокращен практически во всех областях Украины, кроме Ивано- Франковской, где он возрос на 0,8%. В то же время, по статистическим данным, 70% работающих получают зарплату меньше прожиточного минимума. К тому же рост цен в несколько раз превышает уровень заработной платы, даже повышенной. Больше всех, конечно же, страдают бюджетники, средняя заработная плата которых почти в 2-2,5 раза ниже работников промышленности и в 7-8 раз ниже работников банковских организаций. Естественно, что при обсуждении проекта закона о госбюджете на 2002 год социальный его аспект остается одним из самых волнующих, по крайней мере для рядовых граждан. Планируемые же количественные показатели, на первый взгляд, должны порадовать: вместо нынешнего прожиточного минимума в 311 гривен планируется установить 365, а минимальная заработная плата с отметки 114 гривен переместится на 140. Однако, по мнению главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда Валентины Гошовской, одним из основных путей усовершенствования социальной политики является непосредственное участие комитета в разработке проектов всех социальных законов, а особенно законов о бюджете. «Комитет должен быть своевременно информирован, в каком объеме планируются выплаты из бюджета на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, с тем, чтобы внести свои предложения, а также должен получить расшифровку тех социальных выплат, которые якобы в сумме составляют 52% всех выплат госбюджета», говорит В. Гошовская.
Надо отметить, что в проекте бюджета предусмотрено расширение круга малообеченных. Таковыми теперь будут считаться уже те, ежемесячный доход которых не превышает 80 гривен, вместо установленных на сегодняшний день 50... Согласно «бюджетной арифметике», для получения такой выплаты общий доход семьи делился на количество членов семьи, и если сумма была более пятидесяти гривен, как, например, минимальная пенсия, размеры которой составляют 58 гривен, помощи ждать было нечего. Правда, комитет по вопросам социальной политики и труда настаивает хотя бы на отметке 90 гривен, но окончательное решение будет приниматься позднее. Весьма вероятно, что новый бюджет ликвидирует и некоторые льготы, поскольку по подсчетам расходы бюджета на льготников составляли бы 44,5 миллиарда гривен, что является невыполнимым обязательством государства. Но окончательная позиция по этому вопросу еще не сформирована, а лишь составлен полный перечень льгот, которые предоставляет государство. Радует то, что законотворцы уверяют, что защищенные статьи бюджета останутся теми же, что и в прошлом году. Но в целом пока бюджет на следующий год остается вопросом без ответа. Где взять деньги на поднятие планки социальных ориентиров? Как изменить действующую систему оплаты труда и поднять платежеспособность населения? Об этом еще будут говорить. Пока надежда есть, что бюджет на 2002 год будет принят вовремя, чему поспособствует объединение усилий законодательной и исполнительной ветвей власти.
Выпуск газеты №:
№166, (2001)Section
Общество