Перейти к основному содержанию

Соцслужбы и образовательные заведения – среди... нарушителей детских прав

Эксперты готовят изменения к законам, чтобы усилить санкции по отношению к некомпетентным должностным лицам
28 октября, 17:19

Правозащитники готовят для будущего правительства и парламента ряд рекомендаций, что следует изменить в законодательном поле, чтобы права детей в Украине не нарушались. В первую очередь советуют обратить внимание на образовательные заведения и социальные службы по делам детей. Именно на них чаще всего жалуются граждане, обращаясь на Национальную «детскую» горячую линию, которая работает на базе Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина». Эксперты центра провели мониторинг звонков, полученных с начала года до августа, и констатируют, что социальные органы медлят с предоставлением социальных выплат, не реагируют на случаи жесткого поведения в семьях, а школы и детские сады грешат так называемыми благотворительными взносами.

В основу мониторинга легли 100 жалоб, почти 60% из них касались проблем при оформлении или получении социальных выплат для семей с детьми, в частности материальной помощи, которую государство выделяет при рождении ребенка. Более 90% респондентов не довольны тем, как реагировали на их обращения специалисты: перенаправляли по кругу из кабинета в кабинет, не могли объяснить свои полномочия, не владели информацией о процедурах оформления таких выплат, часто сроки рассмотрения обращений и жалоб затягивались до четырех месяцев (а закон предусматривает 30 дней).

О некомпетентности социальных специалистов законодатели отчитываются уже не в первый раз. Но пока не видят никакой реакции на это Министерства социальной политики, под крылом которого работают соцслужбы. Например, на телефон горячей линии обратились жители одного из районов Черниговской области и рассказали, что местный специалист из службы по делам детей имеет агрономическое образование. И вместо того, чтобы ребенка-сироту устроить в новую семью, чиновник пытался забрать его в интернат. Таким образом, у местной соцслужбы не было бы лишней головной боли, поскольку устраивание под опеку, значит, и обучение бабушки или другого родственника, который хочет эту опеку оформить, и постоянный контроль над такой семьей, и предоставление всяческой помощи.

Еще один пробел в работе соцслужб — не прописан алгоритм действий, к кому и куда человек должен обращаться за определенным видом помощи. И это тоже на совести Минсоцполитики. Потому что вопросы, с которыми обращаются люди за консультациями на горячую линию, должны решаться на месте. Но часто этих местных экспертов вообще нет.

«Мы очень ждем, что министерство откликнется на наше предложение и отработает алгоритмы по перенаправлению детей с горячей линии к компетентным органам. Потому что одна из главных проблем сегодня, когда ребенок нуждается в помощи, это вопрос — кто и где может ее предоставить. Потому что есть горячая линия, мы гарантируем, что полученная информация в случае существования таких проколов в установленное время будет передана уполномоченным органам власти, если этого просит абонент. Допустимо, ребенок из Харьковщины нуждается в безотлагательной реабилитационной и психологической коррекции. Но в их районе нет специалистов и нет таких центров. И государство как раз должно продумать, каким образом обеспечивать права всех детей, проживающих не только в крупных городах, но и в сельской местности. 40% жалоб поступают от жителей сел. А процесс децентрализации, который сейчас активно объявляет правительство и президент, в первую очередь ударит по детям, потому что вообще не будет кому оказывать им помощь», — считает президент Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина» Екатерина Левченко.

Что касается образовательных заведений, то здесь проблемы давнишние — 16% респондентов жаловались на требования педагогического персонала делать благотворительные взносы или же прямо говорили о взятках (об этом рассказали 5% граждан). «Для поступления в детсад или во время учебы в школе требуются благотворительные взносы — следовательно, право на бесплатное образование превращается в пустую декларацию. Если родители не могут устроить ребенка в детский сад, значит, один из родителей не может позволить себе работать, то есть зарабатывать деньги для обеспечение надлежащего уровня жизни семьи. Жалуются на длинные очереди в дошкольные заведения. Одна женщина нам рассказывала, что когда ребенку было три недели, пошли записываться в садик, малышке уже три года, и все еще в очереди стоят», — добавляет Екатерина Левченко.

Правозащитники уже направили рекомендации для Министерства социальной политики и Министерства образования и науки. Эксперты предлагают применять более жесткие санкции к должностным лицам, игнорирующим порядок рассмотрения обращений от граждан или злоупотребляющим своими полномочиями. А специалистов, работающих с детьми, Министерство социальной политики должно заставлять учить законы и более человечно подходить к своей работе. Эти рекомендации должны войти в ежегодный план действий по выполнению закона Украины «Об Общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года». Поэтому вскоре их получит и новый парламент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать