Перейти к основному содержанию

Сонам ДОРДЖИ: К организму человека следует относиться как к единственному во Вселенной

Единственный в Киеве врач, практикующий традиционную тибетскую медицину, получил благословение на работу в Украине от Далай-ламы XIV
19 февраля, 19:45
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Парадокс, но бывает, что самые консервативные вещи — те, что несут в себе тысячелетнюю традицию, накопление знаний и опыта поколений, что твердо придерживаются канонов и догм, считают нетрадиционными. Речь идет о тибетской медицине, которой насчитывается более двух тысяч лет. Для нас это область знаний, окутанная легендами, вроде той, что тибетская медицина «лечит все», или же наоборот — существует недоверие, собственно, из-за слова «нетрадиционная». Что же касается «лечит все», то в принципе правильно: тибетский врач никогда не лечит отдельный орган, поскольку для него человеческий организм — это единое целое (тибетские врачи не употребляют термин «сопутствующие заболевания», потому что во время лечения происходит воздействие на всю систему). Возможно, кого-то удивит простота в диагностике, применяемой тибетским врачом, основной метод которого — «чтение» пульса, вопросы о самочувствии. На первый взгляд несложным является и лечение — прием тибетских фитопрепаратов, иглотерапия, иглоприжигание, тибетский массаж и биокоррекция. Но, как утверждает профессор Института тибетской медицины (Дели, Индия) Сонам ДОРДЖИ, четвертый год практикующий в Киеве, во время лечения к организму человека следует подходить как к неповторимому — только тогда будет результат.

— Господин Сонам, на какие основные принципы тибетской медицины вы опираетесь в своей практике?

— Тибетская медицина — это такая же наука, как и другие — гомеопатия и Аюр-Веда. Главное ее отличие от европейской в том, что она рассматривает организм человека как уникальный в природе, состоящий из пяти космофизических элементов (они есть во Вселенной, они находятся также внутри самого организма человека): земли, воды, огня, ветра и космоса. По канонам тибетской медицины, человеческий организм — это целостная система, которой руководят три основных энергии (две холодных и одна горячая): лон (ветер, холодная), тыпа (горячая, переводится как «желчь») и техен (холодная). Они должны быть сбалансированы в человеческом организме, тогда человек не будет болеть.

Возьмем, например, рост растения. В нем тоже есть эти пять элементов, как и у нас, тоже есть два начала — горячее и холодное. Чтобы растение выросло, ему нужна земля, вода и тепло. То есть, когда растение растет, все они присутствуют, таким образом растение содержит в себе все космофизические элементы, имеющиеся во Вселенной и в теле человека. Зная, сколько чего в каждом растении содержится — так называемую сбалансированность — можно, в зависимости от состава элементов в растении и заболевания человека, проводить лечение. Например, если в организме человека поднимается температура, то для сбалансирования энергии (в тибетской медицине слово «лечение» часто замещает слово «сбалансирование». — О.М. ) мы используем растения, имеющие «легкие» и «холодные» свойства. Если у человека, например, плохая память (есть память острая и слабая, у растения тоже есть память — острая и с более слабыми свойствами), то для лечения берут растение, имеющее «острые» свойства... Есть еще много подвидов энергий — это целая сложная наука. Поэтому пациентам мы не объясняем детали. Как правило, указываем, какое основное нарушение энергетики, и даем общие объяснения.

— Часто тибетскую медицину критикуют за то, что травы, из которых изготовлены лекарства, выросли на Тибете, поэтому являются для нас «чужими», а следовательно, не будут иметь того лечебного эффекта...

— Мы рассматриваем растения и их пользу в зависимости от горячих и холодных свойств, а не в зависимости от страны, где они выросли. Растения, выросшие в тени, имеют янь-свойства (холодные), а те, что на солнце — инь-свойства (горячие). Как я уже говорил, растения с горячим свойствами лечат «холодные» заболевания и наоборот. Главное — чтобы растение росло в среде, режим которой является наиболее благоприятным для нее. Например, если рис растет в воде, он тогда будет иметь наиболее целебные свойства — как для китайцев, так и для украинцев.

Поэтому большой разницы в содержании веществ, полезных для здоровья человека в растениях, овощах, фруктах, которые выросли в Украине или на Тибете, я не вижу. Человек может приехать в другую страну и начать употреблять продукты, которые до сих пор никогда не ел. Они не будут для него вредными. Просто вначале пищеварительная система еще не готова принять этот продукт в большом количестве. Возможно, сначала даже будет происходить отторжение, но сам по себе продукт может иметь хорошие свойства. Например, банан для украинцев является довольно экзотическим фруктом, но очень полезным и, приучив пищеварительную систему к нему, человек получает позитивный результат. Когда я приехал в Украину, не знал многих продуктов, поэтому потихоньку приучил свою пищеварительную систему, принимая небольшими порциями продукты, которые здесь употребляют, потому что они тоже полезны. Например, та же свекла, которой в Индии не очень увлекаются... Кстати, в Австрии есть специальный научно-исследовательский институт, который проводит исследования состава пищевых продуктов. Например, тех, которые популярны в Австрии и в Гималаях. И хотя климат и природные условия влияют на элементы, содержащиеся в этих продуктах, исследователи пришли к выводу, что говорить, что продукты, выросшие в Австрии, будут бесполезными для гималайцев и наоборот — ошибочно. Они увидели, что европейцы, ездящие в Гималаи, принимают лекарства, едят выращенные там продукты и при этом очень хорошо себя чувствуют. Лечебные свойства есть в любых растениях, продуктах. Главное — постепенно приучать свою пищеварительную систему. Именно поэтому в каждом тибетском лекарстве находится минимальная доза элементов, чтобы постепенно перестроить организм и сбалансировать энергии.

— А как тибетская медицина относится к вегетарианству?

— Однозначно позитивное отношение. Вегетарианство — это тоже целая наука, и просто так заниматься им не следует. Нужно входить в тонкости этой системы, потому что это очень индивидуально для каждого организма.

— Сколько времени нужно, чтобы стать тибетским врачом?

— Тибетская медицина — это наука, которая не была продиктована каким-то божеством сверху, а результат веками накопленного опыта врачей, и в течение обучения студенты должны освоить эти знания. Сначала пять лет в Институте тибетской медицины, успешно сданные экзамены, потом несколько лет практики с ведущими врачами на местах, и только тогда тибетский врач имеет право самостоятельно заниматься практикой. Если же нет всех этих стадий, человек не может считаться тибетским врачом. Очень осторожными следует быть с теми врачами, которые, например, где-то изучали пульсовую диагностику и не имели практики с практикующими врачами. Люди не должны слепо доверять тем, кто говорит, что может «читать» пульс — это очень сложная и ответственная процедура, потому что от этого зависит дальнейшее здоровье человека. Человек может знать все методы тестирования — УЗИ, томографию и тому подобное, но это не значит, что он врач. Потому что врач должен лечить. Недавно встретил знакомого врача из Москвы, который рассказал, что сейчас там ситуация с тибетской медициной очень сложная: на протяжении двух-трех месяцев люди обучаются тибетской медицине в Монголии, Бурятии (не на Тибете, не в Индии), и после этого приезжают с сертификатами врачей и берутся практиковать. Таких людей сейчас очень много, и им нельзя верить.

— Как украинцы относятся к тибетской медицине?

— Живу здесь уже несколько лет, могу с уверенностью сказать, что люди с большим уважением и доверием относятся к тибетской медицине. И не только в Украине. Если у тибетского врача есть знания и опыт, то он не менее значим, чем европейский. За три года я принял в Киеве более 1300 пациентов. На прием часто приходят люди, которые ранее не получили надлежащую помощь и готовы отдать последние деньги за лечение. Поэтому я чувствую ответственность перед такими людьми. Перед тем как лечить, мне следует хорошо подумать, взвесить решение, хорошо изучить человека и дать то, что нужно. Настоящая тибетская медицина не дает одну таблетку «от головы», другую «от ног«, третью еще от чего-нибудь. Это просто шарлатанство. Что касается методов диагностики, то в тибетской медицине важна не только пульсовая диагностика. Следует принимать во внимание то, как выглядит человек (внешний вид), нужно собрать анамнез болезни, еще мы используем анализ мочи.

— Как вы восстанавливаетесь после работы?

— Чувство удовлетворения, которое я получаю от работы, от результатов лечения, помогает мне восстанавливать мои силы. Сложная ситуация возникает тогда, когда наша диагностика расходится с европейской, и мы не находим точек соприкосновения. В таком случае тибетскому врачу нужно подумать, как прийти к какому-то общему знаменателю — как сочетать европейские методы диагностики с тибетскими, как найти источник, причину заболевания и в конечном итоге помочь человеку. Когда это происходит, это дает реальный источник энергии.

— Можете ли вы порекомендовать людям, как например, сбалансировать питание?

— Есть семь типов конституции человека. В зависимости от типа выбирается диета. Но опять же это должен сказать врач — в зависимости от заболевания, времени года, диагноза, течения болезни. Не нужно никакой самодеятельности. Каждый тип имеет свой вид пульса и, придя к врачу на прием, можно узнать свой тип.

— Патроном Института тибетской медицины, который направил вас в Украину, является Далай-лама XIV. Часто ли вы с ним общаетесь, поскольку вас представляют как врача, следившего за его здоровьем?

— Далай-лама — это здоровый человек, который в данный момент не имеет проблем со здоровьем. Он курирует наш институт и, как и во всем мире, является vip-персоной. Далай-лама считает, что он не нуждается в специальном приставленном к себе враче, потому что он такой же, как и все другие люди. Поэтому у него нет персонального врача.

— Как часто вы с ним встречаетесь?

— Не часто. Это зависит от того, где находится Далай-лама. Он очень занятой, и его рабочий график расписан на два-три года вперед. Он очень открыт, благожелателен для любого, кто хочет с ним встретиться.

— Где вы практиковали до приезда в Украину, и поскольку в Индии до сих пор существуют касты, к какой относятся врачи?

— Есть большая разница между украинскими и индийскими врачами. Не имеется в виду уровень и глубина знаний, дело в отношении к врачам там и здесь. В Индии к дипломированному врачу относятся с очень большим уважением. И вообще, если у человека есть хорошее образование, то в обществе его почитают — это врачи, юристы, инженеры. В Индии я практиковал в Дарамсале, в Гималаях (Кулунари), в Месорри, около Бомбея, в Калькутте, в Напуре, на востоке Индии, а после этого институт послал меня сюда на работу. Сколько здесь пробуду — не знаю. О будущем трудно говорить.

— Каковы ваши впечатления от Украины и украинцев, наших обычаев, еды?

— Люди мне нравятся — очень приветливые... Из еды больше всего мне нравится украинский борщ. В тибетской кухне есть похожее блюдо, но не такое красное, еще на Тибете, как и здесь, готовят шашлыки. Мне нравятся украинские голубцы, люблю ваше сало, а еще так называемый французский салат «Оливье» и мясо по-французски. Хотя в Киеве я единственный представитель тибетской медицины, все же чувствую себя довольно комфортно. Я доволен тем, что помогаю людям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать