Перейти к основному содержанию

«Сползание» истории

Непонятные археологические раскопки на Старокиевской горе могут предшествовать строительству, которое ставит под угрозу музей. Чиновники всех уровней отмалчиваются
21 апреля, 11:31

Ограничительные ленты и информационное табло о начале археологических раскопок на склоне Старокиевской горы, рядом с Национальным музеем истории Украины, переполошили его сотрудников. На табло — никакой информации о заказчике и исполнителе работ, но появление археологов означает, что следующим этапом может стать начало строительства. Так предусматривают памятникоохоронные нормы: перед строительными работами в любых охранных зонах или на территории памятников сначала должны провести разведывательно-поисковые работы сотрудники Института археологии НАН Украины. Редакции не удалось пообщаться с руководством научного заведения по этому поводу.

Музей воспринял появление археологов на склоне горы как угрозу для своего помещения. Хотя ни о каком строительстве здесь не может идти речь. Старокиевская гора расположена на пересечении нескольких охранительных объектов. Прежде всего — это буферная зона памятника ЮНЕСКО — Национального заповедника «София Киевская», также это часть заповедника «Древний Киев» и памятника археологии национального значения. В новом историко-архитектурном плане столицы территория относится к историческому ареалу «Старокиевский». Режим его использования запрещает уничтожать элементы природного ландшафта и озеленения, а также исключает новое строительство, не связанное с регенерацией исторической среды.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ЗАХВАТЧИКИ

Если на склоне Старокиевской горы вдруг начнется строительство, Национальный музей истории Украины, где хранится около миллиона уникальных экспонатов, может просто сползти вниз.

«Возможное строительство, которое непременно приведет к прокладыванию коммуникаций, появлению котлованов, вколачиванию свай и тому подобному, почти наверняка вызовет постепенное «сползание» вниз и разрушение целостной конструкции здания Национального музея истории Украины, в стенах которого уже появились трещины с появлением соседних застроек», — объясняют на сайте НМИУ.

Генеральный директор Национального музея истории Украины Татьяна Сосновская на своей странице в Facebook замечает: «Если здесь просто идут археологические исследования, то для чего ограждена такая большая территория? Если у подножия горы начнут строить что-то фундаментальное, это отразится на состоянии музейного здания. Если готовится территория для строительства, то каким образом будут завозить строительные материалы? Много вопросов, и не у кого получить ответ. Но кто-то огородил территорию, которая относится к буферной зоне Софии Киевской».

«ОТ НАС СКРЫВАЮТ ОБЪЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Пока в этой истории вопросов больше, чем ответов. Местные активисты направили ряд запросов в мэрию и Министерство культуры, чтобы выяснить, какие документы выдавались на этот земельный участок. В частности, согласовывал ли Минкульт историко-градостроительное обоснование — основной документ для будущего строительства.

«В настоящий момент от нас фактически скрывают наличие объекта строительства, — комментирует Ольга Рутковская, член ICOMOS (Международного совета по охране памятников и исторических мест) и координационного совета общественной организации «Громада Андреевского спуска». — Нам известно, что этот участок находится в частной собственности, причем это уже второй владелец. Теперь у него большие проблемы, поскольку он купил эту территорию после того, как она стала памятником археологии национального значения. Сейчас мы накапливаем всю информацию. Знаем, что раскопки ведет Институт археологии. Пока его сотрудники делают шурфование, выясняют виды археологического слоя, чем он может быть представлен. Исследовать этот участок они будут тщательным образом, потому что понимают его значимость».

В ОБХОД ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ЗОН

Кто заказчик — наверное, самая большая интрига. От него хочется услышать, что планирует делать на склоне Старокиевской горы и как получил этот участок в частную собственность. Ведь для этого нужно обращаться в парламент, поскольку изменять статус земель с особо ценным историко-культурным назначением имеет право только он. Как объяснила «Дню» Елена Терещенко (Ескина), общественная активистка и экс-депутат Киеврады, таких запросов за все годы независимости парламент не получал. Кстати, в 2008 году Киеврада своим решениям, опять же в обход Верховной Рады, передала в частную собственность еще один земельный участок на Старокиевской горе, по адресу Андреевский спуск, 34.

«На этом участке были попытки взять пробы грунтов, мне звонили по телефону местные жители и спрашивали, что делать, — рассказывает Елена Терещенко (Ескина). — Я посоветовала вызвать полицию, чтобы выяснить, на каком основании это происходит. Был подрядчик какой-то строительной кампании, который сказал, что разрешения ему не нужны, потому что есть право собственности на указанный земельный участок. Но здесь нельзя ничего строить из-за специфических грунтов, это охранительная зона. Кроме того, проезд возможен только через арку заселенного дома, и жители не дадут использовать ее для проезда строительной техники, музей тоже не позволит пользоваться своей территорией. Вообще, я думаю, что никто не осмелится строить на этом склоне, где пересекаются несколько охранительных зон, но на всякий случай меры предосторожности нужны».

МОЛЧАНКА ОЗНАЧАЕТ БЕЗРАЗЛИЧИЕ?

О безопасности Старокиевской горы в центре Киева должны были бы заботиться не только общественные объединения, но и новый главный архитектор Киева, соответствующие органы мэрии и Минкультуры. Гора окружена рисками застройки практически со всех сторон. Активисты «Громады Андреевского спуска» рассказывают о предстоящем строительстве гостиничного комплекса (!) на Андреевском спуске, 14—16. Это тоже территория памятника градостроения и архитектуры. Масштабные строительные работы ставят под угрозу всю историческую улицу. Поэтому молчаливая позиция чиновников по этому поводу выглядит по меньшей мере непонятной.

Если появление Театра на Подоле стало для киевской мэрии костью в горле, которую будут проталкивать поиском компромиссного решения на заседаниях специальной рабочей группы, то появление фан-зоны к Евровиденью-2017 у Софийского собора, строительство гостиниц и высоток у Киево-Печерской лавры, элитные коттеджи на древней Юрковице не вызывают практически никакой реакции.

«Старокиевская гора имеет много уровней защиты, но все равно подобное происходит, — добавляет Елена Титова, директор Центра памятниковедения НАН Украины. — На самом деле режут склон, который нельзя резать, это опасно. Только люди, которые не понимают, что делают, могут подобное допустить. Но кто-то за это платит — возможно, потенциальный инвестор. И как ни досадно признавать, никаких рычагов влияния на это нет даже у заповедников или музеев: они могут только привлечь внимание и направить запросы о ситуации в Министерство культуры».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать