Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стихия подземелий рвется на поверхность

Шахтные воды грозят подтопить тысячи квадратных километров Донетчины
19 августа, 00:00

Об этом разговор с главным инженером производственного объединения «Укруглегеология», базирующегося в Донецке, кандидатом геолого-минералогических наук Олегом КУЩОМ.

— Действительно, в результате выемки полезных ископаемых поверхность земли над так называемым шахтным полем проседает («депрессионная воронка»). Если же предприятие останавливается и, соответственно, прекращается водоотлив, подземные воды стремятся восстановить свой естественный уровень, подняться до отметки, существовавшей «до того». Но ведь поверхность уже просела на суммарную толщину изъятых угольных пластов (а это иногда 3-4 метра и более) — вот и подтапливание, которого в этой местности во веки веков не видывали.

ПОДЗЕМНЫЕ РЕКИ НЕПОДКОНТРОЛЬНЫ ЛЮДЯМ

Шахтные воды представляют, по сути, малоисследованную подземную стихию: каждый час только на угольных шахтах Донецкой области их образуется столько, сколько составляет суммарный сток за тот же период времени двух главных рек региона: Кальмиуса и Нижней Крынки. Плюс к тому Львовско-Волынский бассейн, Александрия, Западный Донбасс.

К сожалению, в распоряжении «Укруглегеологии» всего 3-4 полигона, где с помощью наблюдательных скважин отслеживается картина затопления остановленных шахт. На угольных шахтах Донбасса многие десятилетия существовало правило, согласно которому старые, угасающие предприятия соединялись сбойками с сопредельными рудниками — таким образом проблема водоотлива «вешалась» на более молодого соседа. Цепочки «подземных Беломорканалов» с годами наращивались, сегодня они могут отслеживаться на расстояния 20—30 километров.

ПЕРВЫМИ МОГУТ ПОСТРАДАТЬ ШАХТЕРЫ

Подобное положение вещей несет немалую потенциальную опасность при наметившемся в Донбассе сворачивании угледобычи. Попробуйте представить: в брошенной шахте образовался завал горной выработки, который, может быть, усилил образовавшийся газовый «мешок». Вся эта система действует как плотина для скапливающейся во все больших количествах массы подземных вод. В какой-то момент вода преодолевает «гать» и по сбойкам устремляется в штреки, лавы соседнего предприятия, где в это время работают ничего не подозревающие люди... История советского Углепрома хранит память о масштабных авариях, происходивших именно по этой схеме. Да и сегодня, например, луганские шахты «Майская» и «Богучарская» грозят подземным потопом действующему «Красному партизану».

В идеале, на каждой из «списанных» под закрытие шахт следовало бы пробурить 10—15 наблюдательных скважин. А также в случае необходимости — в достаточном количестве скважины для откачки воды. На последних, впрочем, можно сэкономить, если не засыпать бездумно шахтные стволы, как это делали до сих пор, а устанавливать там насосы.

СОЛОНЧАКОВАНИЕ УГРОЖАЕТ ПОЧВАМ РЕГИОНА

В Украине еще не осознают размеры вызревающей опасности. Шахтные воды уже там, на глубине, сильно минерализованы и представляют серьезную природоохранную проблему. Медленно поднимаясь кверху, воды будут дополнительно растворять в себе природные соли, а возможно, и техногенные вещества. Опыт уже «функционирующих» зон подтапливания показывает, что на свет божий выходит чистый «экологический яд» с концентрацией «недружественных» природе веществ до 20 миллиграммов на литр.

Если подземные воды уже поднялись до отметки 3—5 метров от поверхности, то, взаимодействуя с капиллярными системами грунта, они вызывают стремительное и необратимое солончакование плодородного слоя почвы. И возникновение таких зон «химической пустыни» прогнозируется всюду, где решено закрывать неперспективные шахты, по всему Донбассу без исключений. Вот с этой ценой и нужно сопоставлять стоимость бурения и других защитных работ, предлагаемых специалистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать