Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стимул к качеству?

Минздрав подготовил законопроект о самостоятельности больниц в управлении и финансировании — теперь изучают мнение экспертов и общества
12 июня, 10:08

Каждый раз, когда речь заходит о реформе медицины, как журналисту и просто гражданину, хочется понять, — что изменится для меня как пациента, каким образом обращаться к врачам за помощью, придется ли за это официально платить и сколько? Однако каждый раз предложенные шаги к изменениям не показывают конечный результат, а гражданам остается догадываться, что же за кулисами. Так, на днях министр здравоохранения Александр Квиташвили презентовал законопроект, который предусматривает автономизацию больничных заведений: в управлении и финансировании.

По его словам, предусматривается переход от бюджетного учреждения к форме государственного или коммунального предприятия, хозяйственного общества или к другой форме, которая соответствует действующему законодательству. И обещает, что в любом случае больницы останутся в собственности государства. Как информирует пресс-служба Минздрава, 2016 год будет переходным этапом от финансирования за койко-места к финансированию за предоставленные услуги. И такой алгоритм даст возможность больницам получить то же количество средств, которое они имели в 2015 году, но тратить их смогут намного эффективнее, повышая и качество услуг, и зарплаты медикам. А какой статус будет иметь больница, должны решать местные органы власти.

КАКИЕ УСЛУГИ БУДЕТ ГАРАНТИРОВАТЬ ГОСУДАРСТВО?

Сказано красиво и обнадеживающе, потому что давно медики хотят повышения зарплат, а пациенты — лучшего качества лечения. Но удастся ли в этот раз найти баланс и реально начать изменения? Потому что в последние годы мы только и слышим о реформе системы здравоохранения. Осенью при Минздраве была создана рабочая группа с нашими и международными специалистами, которые наработали путь этой реформы, автономизация тоже была ее составляющей, эксперты ездили по регионам и презентовали общественности свои наработки, Киев определили пилотным городом для воплощения этих изменений, но по новому маршруту на самом деле еще ничего не работает. То ожидают законов, которые парламент почему-то не принимает, то финансирование от иностранных доноров. И все переходит в плоскость дискуссий и разговоров. Вот и теперь после презентации законопроекта об автономизации, его обсудили в Комитете ВР по вопросам здравоохранения.

Заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец отметил, что уже есть целый пакет документов, один из них касается изменения правового статуса заведений здравоохранения. «С июля этого года начнется переходный этап. Основные изменения касаются управления бюджетом, это вопрос для дискуссии, на каком уровне он будет находиться. Важно, что должно быть распределение между заказчиком и исполнителем, должны быть заключены договора между ними. На наш взгляд, на переходном этапе нужно совершенствовать инфраструктуру, определить стоимость услуг и определить пакет услуг, который будет гарантирован государством. На переходном этапе этот пакет должен включать первичную помощь для всех слоев населения, вакцинацию, особенные заболевания, но это еще вопрос для обсуждения», — заметил Перегинец.

РИСК «ТИХОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ»

И добавил, что реформы здравоохранения в мире продолжаются постоянно. Похоже, в Украине будет тот же путь. Да и общение экспертов больше напоминало не дискуссию, а закидывание камнями Минздрава, который должен многое разъяснить населению и экспертам, прежде чем взяться за автономность больниц. Например, Олег Мусий, в настоящее время нардеп, экс-министр здравоохранения, которому тоже не удалось провести наболевшую реформу, советовал министерству, прежде чем выносить законопроект в сессионный зал, ответить на вопрос: между кем будут заключаться договоры о предоставлении медицинских услуг, кто будет плательщиком, а кто заказчиком, какая получится в результате стоимость услуг, потому что до сих пор она не просчитана. Но наибольшие сомнения у Олега Мусия возникли относительно того, что под преобразованием бюджетных заведений в коммунальные предприятия маскируется тихая приватизация.

Если абстрагироваться от политических взглядов и пиара, то такие вопросы действительно имеют право на существование. Но прежде всего следует учесть, что неминуемым будет сопротивление главных врачей. По аналогии с реформой в высшем образовании и автономией университетов — ректоры в большинстве случаев ждут разъяснений сверху, указаний, рекомендаций, не готовы взять на себя ответственность за самостоятельные решения. И не готовы разрушать тот маленький мир, который создали вокруг себя. Раньше врач-онколог Андрей Семиволос рассказывал «Дню», что саботаж врачей неминуем, когда речь идет об изменении финансирования, потому что больницы, как мини-государства, где свои правила игры, когда часть помещений сдается в аренду, лекарства или оборудование покупаются по завышенным ценам, а остальные оседают в чьих-то карманах.

ТРЕТЬ СРЕДСТВ БОЛЬНИЦЫ ИСПОЛЬЗУЮТ НЕЭФФЕКТИВНО

И это то, над чем тоже должны работать в министерстве. Присутствующие на обсуждении эксперты требовали от ведомства конкретных цифр, прежде всего аудитов медицинских заведений. Потому что у нас их проводит лишь часть больниц. Как рассказал эксперт проектов ЕС в здравоохранении Сергей Дяченко, несколько лет тому назад на такой экономический мониторинг согласилась часть заведений Украины.

«Результаты — 56% средств идет на содержание отдельного отделения, 30% на персонал отделения — благодаря аудиту руководители видят, где неэффективно используются ресурсы. В 2012 году был публичный анализ пяти туберкулезных больниц Киева, из 42 миллионов гривен финансирования 30% было использовано неэффективно, а это, может быть, как раз то, чего не хватало на лекарства, питание пациентов, содержание персонала, — добавляет Сергей Дяченко. — С автономией заведение попадает в новые экономические условия, а какая стоимость услуг, на что идут деньги, такого анализа не проводят массово».

Председатель профильного комитета Ольга Богомолец тоже убеждала в том, что официальная статистика, которую готовят медзаведения, не соответствует реальному положению вещей: «В связи с тем, что заведения получали средства в зависимости от койко-дней, то эти дни и писались. Например, есть нормативы загрузки операционной. Среди клинических больниц Киева всего две выполняли европейский норматив — 5-6 операций в сутки, но управление требовало денег на оборудование новых операционных».

ДЕСЯТЬ ЛЕТ АВТОНОМИИ

Если же начнется преобразование больниц в действительно коммунальные предприятия, не частные, то такое доказательство у Украине уже есть. Скажем, Золочевская центральная районная больница (Харьковская область) получила такой статус еще десять лет тому назад. По словам главы комиссии по вопросам здравоохранения Золочевского района Алексея Горы, для этого достаточно было только решение райсовета. «Чтобы поднять эффективность больницы, нужно попробовать более самостоятельную экономическую ступень. Наше коммунальное предприятие доказало свою жизнеспособность. Врачи работают по ежегодным контрактам, продавая свои услуги Золочевской райадминистрации. Мы сами начали формировать свою структуру: первое, что создали — центр первичной медицинской помощи, хотя это не было нигде прописано. И главное, что руководитель сам принимает решение о распределении средств», — рассказывает Алексей Гора.

Поэтому при желании местных органов власти можно сделать все. Однако еще одно замечание к Минздраву — мнением местных органов самоуправления никто не поинтересовался, готовы ли они взяться за изменение статуса больниц. Игорь Перегинец согласился, что замечаний немало, поэтому обсудить их министерство готово уже в ближайшее время на отдельной встрече.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать