Перейти к основному содержанию

Сто лет тому назад голоса на выборах подсчитывала механика

В витрине одного из залов Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого находится необычный экспонат
18 октября, 10:18
ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ КАНДИДАТА В ГОРОДСКУЮ ДУМУ И В ПРЕЖНИЕ СТОЛЕТИЯ ЧАСТО ИМЕЛ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, — РАССКАЗЫВАЕТ ВАЛЕНТИНА ЛАЗЕБНИК

Металлическое устройство с  круглым отверстием и оцифрованными колесиками довольно часто привлекает внимание посетителей. Долгое время сотрудники музея сами не догадывались о назначении загадочного прибора, пока не обнаружили его аналог на одной из выставок. Оказалось, что это так называемый баллотировочный аппарат, с помощью которого до революции проводились выборы в городскую Думу. Как он попал в музей — уже никто не помнит. Вероятней всего, уникальный механизм сохранил для истории и потомков  директор музея академик Д. Яворницкий. Как бы там ни было, опыт использования этого устройства для проведения «честных и прозрачных» выборов  вызывает интерес не только у историков. Про необычный экспонат рассказывает заведующая отделом научных исследований и экспозиций истории Украины XIV— нач. XX вв. ДНИМ им. Д.Яворницкого Валентина ЛАЗЕБНИК.

— Городское самоуправление в Екатеринославе — нынешнем Днепропетровске — появилось в 1787 году в соответствии с «Жалованной грамотой», определявшей порядок местных выборов в Российской империи. Как представительный орган городская  Дума избиралась на три, а с 1870-го — на четыре года. Из числа ее гласных  выбирали и городского голову. Интересно, что на протяжении первого столетия  от основания Екатеринослава городскими головами были исключительно лица купеческого сословия. Да и сама городская Дума в основном состояла из купцов, потому что дворяне считались сельским сословием. «При выборе обычно задают вопрос, не каков кандидат, а кто он — купец, дворянин или чиновник, — писал один из современников. — Боже упаси, если кандидат не из купеческого сословия. Будь он хоть семи пядей во лбу, на выборах будет засыпан «черняками» (черными шарами «против»)». Это объяснялось имущественным цензом, при котором избирать и быть избранными могли лишь горожане, имевшие недвижимость и капитал и платившие в городскую казну налоги. Основная масса мещан могла лишь наблюдать за происходящим. До нас дошли отзывы жителей Екатеринослава о подобной системе местного самоуправления: «Городские головы из купеческого сословия нередко оказывались несостоятельными, не говоря уже о захвате одним из них из городского банка суммы в 45 тыс. рублей серебром. Отчетности в управе за целый ряд лет нет никакой, бухгалтерия — самая запутанная, в кассе — вечное безденежье. Самые существенные вопросы остаются годами без обсуждения. Городской водопровод близок к разрушению, мостовые переполнены ямами и выбоинами и езда по ним сопряжена с опасностью для жизни. Мосты через канавы в таком виде, будто город только что вышел из неприятельской бомбардировки. Школы нуждаются в самом необходимом, на базарах грязь и беспорядок, публика постоянно обвешивается и обсчитывается. Всюду, куда ни глянешь, признаки апатии, бездействия, халатности и беспорядка». Неудивительно, что не только среди горожан, но и в городской Думе высказывали недовольство, которое нередко  проявлялось во время выборов.  Возможности влиять на власть у горожан расширились после начала реформы местного самоуправления при Александре ІІ. По «Городовому положению» 1870 года в Думу стали избирать от трех категорий граждан — домовладельцев, купцов и мещан. Каждая из этих категорий выбирала по 24 гласных, а те, в свою очередь — голову. Справедливости ради стоит заметить, что далеко не все городские головы правили плохо — среди них были и люди, преданные своему делу и родному городу, которым удалось сделать немало полезного для Екатеринослава. Некоторых из них избирали на эту должность пять-шесть раз. Впрочем, случалось, что городского голову могли отправить в отставку. Например, после скандала с вырубкой деревьев на центральном проспекте.

— Как проводились местные выборы до революции?

— Следует сказать, что сама процедура выборов гласных существенно отличалась от современной. Долгое время выборы проводили с использованием белых и черных деревянных шаров. Ящик, в который опускали шары, был разделен внутри на две части. Снаружи, на одной из сторон ящика, были сделаны два круглых отверстия. Над правым была надпись «избираю», над левым — «не избираю». Благодаря этому простейшему способу даже неграмотные горожане знали, в какую сторону необходимо положить шар. Кабины для голосования не были предусмотрены, но тайна голосования сохранялась — избирателю рекомендовалось закрывать руку сукном, чтобы никто не видел, в какую сторону он кладет шар. Все принимавшие участие в баллотировке находились в зале, где была установлена избирательная урна. Поэтому выборщики одновременно выполняли и функции общественных наблюдателей. Председателем заседания был городской голова. Кроме этого, за соблюдением установленных процедур наблюдали представители государственного порядка — полицмейстер и стряпчий. Чиновники не должны были участвовать в выдвижении и обсуждении кандидатур, но могли подать мнение по процедурным вопросам. После завершения голосования по одной кандидатуре шары вынимали, пересчитывали, а затем баллотировали следующего претендента. Избиратели, таким образом, могли оказать поддержку любому числу кандидатов. Избранным считался тот, кто получил больше голосов. Сами выборы  проходили по разрядам — в зависимости от состояния и положения избирателей. По каждому из них в день голосования приходило от ста до двухсот человек, хотя среди избирателей числилось гораздо больше. Городской голова называл фамилию каждого и спрашивал, не желает ли он баллотироваться. Сами выборы могли длиться до недели — с середины дня и до полуночи. Сначала шли крупные домовладельцы из дворянского сословия и купцы. Однако самая жаркая борьба разворачивалась на «толкучке», как тогда называли третью категорию — мелких торговцев и промышленный люд. Иногда страсти накалялись так, что избиратели начинали хватать друг друга за грудки.

— Расскажите, кто имел право участвовать в выборах?

— Из документов известно, что в 1913 году из 218 578 жителей Екатеринослава  избирательное право имел лишь 1191 человек, то есть... 0,5% горожан. Главной причиной был имущественный ценз — основной критерий прав. К выборам допускались владельцы недвижимого имущества, оцененного в 1500 рублей — сумму по тем временам очень солидную. В 1913 году таких жителей в городе было 924 человека. Избирательным правом обладали и предприниматели, которые не менее одного года содержали в городе торгово-промышленное предприятие с годовым оборотом не менее 6000 руб., а таковых в Екатеринославе было 95 человек. Кроме того, существовало еще одно ограничение — избирать и быть избранным мог мужчина в возрасте свыше 25 лет. Таким образом в числе избирателей были наиболее состоятельные купцы, предприниматели, крупные домовладельцы-дворяне и наниматели дорогостоящих квартир. Не имели избирательных прав владельцы винных магазинов и шинков, а также священнослужители. Последних представлял в городской Думе депутат от духовного ведомства. Лишены были избирательных прав и евреи. Но так как в Екатеринославе евреям было разрешено постоянное проживание, то из них губернатор назначал известное число в гласные (обычно 10% от общего числа). Не имела избирательных прав вся рабочая масса, ремесленники, приказчики, а так же те, кто имел долг перед городом.

— Как проходила избирательная кампания в городскую Думу?

— Выборам предшествовала оживленная агитация, в том числе в местной прессе. Интерес к городским делам со стороны горожан был значительным. С конца ХІХ века  Екатеринослав как центр металлургической промышленности бурно развивался, строился и благоустраивался. Газеты писали, что старый состав Думы перед выборами обычно вспоминал об ответственности перед избирателями. В последние месяцы гласные не занимались, как тогда говорили, разной городской «вермишелью», а рассматривали важные вопросы. По каждой из трех категорий избирателей проходили собрания, на которых обсуждались кандидаты в Думу на новый срок. Само голосование обычно проходило при довольно невысокой явке избирателей. Так, осенью 1913 года на выборы явилось менее 30% от числа имевших право выбора. Процедура голосования проводилась в зале заседаний городской Думы. Екатеринославская пресса подробно описывала, как они проходили с использованием технической новинки — баллотировочных аппаратов. Эти устройства должны были гарантировать, что выборы совершаются честно и без подтасовок. Хотя иногда несовершенная механика все-таки подводила, и приходилось переголосовывать.

— Как работали эти устройства?

— Переносные баллотировочные аппараты или автоматические ящики выпускали в Санкт-Петербурге по специальному патенту. Сохранилось даже название фирмы-производителя — «Карман и братья Млынарские». Эти устройства имели номераторы, которые фиксировали шары «за» и «против». При этом не нужно было большого количества белых и черных шаров, как раньше. Для баллотировочного аппарата применяли более тяжелые металлические шары. Они ударяли по рычагу номератора и выкатывались наружу, поэтому использовать их можно было неоднократно. Возле каждого баллотировочного аппарата стоял ассистент, который объяснял принцип его действия. Каждый избиратель получал такое количество шаров, сколько человек баллотировалось. С этими шарами он подходил к каждому ящику с фамилией кандидата, вставлял руку в специальное отверстие и бросал шар направо или налево, то есть «за» или «против». Процедура была довольно длительная. Затем специальным ключиком открывали металлические шторки на номераторах и записывали их показания, при этом составлялся протокол. Тот, кто набирал более половины голосов, считался избранным, и об этом сообщалось здесь же. Выборы продолжались вплоть до избрания определенного Думой количества гласных. Остальные оставались в статусе кандидатов на тот случай, если кто-то из гласных умирал или уезжал из города.

— С какими результатами прошли эти выборы?

— Нам известно, что  в последнюю предвоенную городскую Думу осенью 1913 года избрали 70 гласных. Кроме того, губернским присутствием в состав Думы было назначено пятерых представителей от еврейской общины, одного представителя уездной земской управы и одного от духовного ведомства. Всего в Думе оказалось 77 человек. Таким образом на одного гласного приходилось около трех тысяч горожан. Интересен состав этой Думы: из 77 гласных — 33     были избраны впервые. Среди вновь избранных было 14 юристов и поверенных по судебным делам, 4 нотариуса, 7 инженеров и техников, 2 профессора, 6 педагогов, 18 купцов и торговцев, 7          врачей, 3 ветеринарных врача, 2 бывших военных, 5 чиновников, агроном, аптекарь, архитектор и даже  художник. Среди них 42 особы с высшим образованием и 15 — со средним. Остальные имели низшее или домашнее образование. Очевидно, впервые выборы в городскую Думу завершились в пользу не предпринимателей и купцов, а интеллигенции. Гласными стали известные и уважаемые горожане — директора учебных заведений города: коммерческого училища — А.С. Синявский, гимназий — В.М. Гуськов и М.П. Щербинский, реального училища — М.П. Вавилов, архитектор Г.И. Туровец, профессора горного дела A.M.   Терпигорев и В.А. Гуськов, известный ботаник, автор многочисленных публикаций и книг по растительности города И.Я.          Акинфиев. Правда, в состав Думы уже не первый раз прошли и влиятельные купцы М.С.           Копылов и И.И. Тиссен — владельцы многочисленных предприятий, благотворители и попечители городских учреждений, В.В. Ефанов, мануфактурный магазин которого был на центральном проспекте, а также М.Г. Заморуев, владелец обувных магазинов. В ноябре из числа гласных Думы на ее заседании был избран городской голова. Им стал в прошлом присяжный поверенный Иван Васильевич Способный. Новая Дума оказалась самой лучшей по составу за более чем 100-летнюю историю городского самоуправления. Уже до конца 1913 г. она приняла ряд важных постановлений. Гласные ходатайствовали и добились получения от правительства денежного займа на строительство канализации, на постройку новых трамвайных линий и лавок на Озерном рынке, на сооружение электростанции. Плодотворной была и деятельность гласных-педагогов, ученых. В 1915 г. они разработали программу введения всеобщего начального образования в городе, подготовили документы и ходатайства об открытии университета, способствовали открытию художественного музея. Однако это были последние предвоенные и предреволюционные выборы в городскую Думу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать