Стоит ли переименовывать Институтскую?
Этот вопрос КГГА вынесла на общественное обсуждение. Историки еще раз отмечают: заменять одни исторические названия на другие — нельзяСколько киевлян поддерживают и наоборот — критикуют инициативу переименовать улицу Институтскую в улицу Героев Небесной Сотни, пробует выяснить киевская власть. До 20 октября КГГА объявила общественное обсуждение соответствующего распоряжения. За неделю электронного голосования в нем приняло участие около полутора тысячи киевлян. Много это или мало для многомиллионного города, тяжело судить, но большинство голосует за то, чтобы не трогать историческое название улицы Институтской. А если уже и переименовывать, то лишь ее часть — от Майдана Незалежности до верхнего выхода из станции метро «Крещатик», там, где была одна из баррикад и где велись самые жестокие бои. Или же предлагают назвать так сквер или улицу в новых жилых массивах, поставить памятную доску или мемориал. Кстати, параллельно в Киеве продолжается конкурс на определение лучшего мемориала Небесной Сотни, и он тоже может появиться в этой же части исторического центра города. Не будет ли перебора?
Идея с переименованием официально была озвучена на первом заседании переизбранной Киеврады. Тогда историки и киевоведы единогласно выразили свой протест, потому что название Институтской тоже имеет свой исторический вес, и такое переименование вызовет казусы, например, будут объявления «Продается дом на улице Небесной Сотни».
Однако, несмотря на это КГГА продолжает муссировать тему переименования. До 1 ноября в департамент общественных коммуникаций должна поступить отчетная информация о результатах общественного обсуждения. Однако здесь есть свои «но». Мнение всех-всех не учесть, в любом случае будут обиженные и не услышанные. Да и будет ли учтено на этот раз мнение общественности? В этом очень сомневается бывший общественный деятель, а сейчас руководитель комиссии Киеврады по вопросам культуры и туризма Игорь Луценко. Он критикует деятельность КГГА и Киеврады скорее не как депутат, как общественный активист, и говорит, что никаких изменений в работе системы не увидел. Игорь приводит пример: от возглавляемой им комиссии было предложение возобновить работу специального органа Киеврады именно по вопросам переименований. Однако такая инициатива не нашла поддержки у городского головы и его заместителей.
«Аппарат Кличко не будет считаться с общественностью. Обсуждение будет проходить очень активно, но нет для этого надлежащей институциональной рамки, — считает Игорь Луценко, — Чтобы проводить нормально экспертную деятельность в вопросе переименований, то нужно создать или восстановить соответствующую комиссию, но решили таким образом попиариться и отдать дань уважения героям. Наша комиссия может заседать, выносить какие-то решения, но мы не являемся органом, который влияет на политику городского головы. Все наши инициативы увязают в аппарате Кличко. Я делал обращение от нашей комиссии, вместе с «ударовцами», каким образом защищать наши достопримечательности, и естественные объекты в том числе. Предлагается, чтобы перед выдачей градостроительных условий на определенный объект, этот проект проходил обсуждение. Это позволит хотя бы обнародовать решение Департамента архитектуры и градостроения, потому что сейчас они выдаются закрыто от общества. Но здесь глухо. У меня нет иллюзий, чтобы у нас были возможности что-то делать».
Но если бы решение об изменении названия Институтской было принято без громады, то это тоже не прошло бы без возмущения и критики. И где предел компромисса? Эксперты же опять отмечают, что рановато заниматься такими символическими вещами, в то время, когда участники Майдана считают, что не все требования выполнены, а семьям погибших сложно определиться, хотят ли они иметь в центре Киева улицу, названную в честь их родных. И, наверное, сейчас им нужна поддержка другого плана.
Выпуск газеты №:
№158, (2014)Section
Общество