«Столице не хватает газонов, клумб и цветов на подоконниках»
Флорист Ирина Слободянюк о «научном» озеленении городов
КАЖДОЙ ВЕСНОЙ — НУЛЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ
— Нынешней весной столица бодро рапортовала о том, что озеленители собираются высадить в городе пять миллионов цветов, что намного больше, нежели в году предыдущем. Специалисты однако относятся к подобным вещам скептически: дело не в количестве, а в правильном уходе за городской зеленью. В чем наши ошибки?
— В старых подходах и несовременных технологиях. Плановость — не такое уж плохое понятие: нам как раз ее и не хватает для того, чтоб «запроектировать» эти вещи (в том числе — заложить средства в бюджет) и систематически в этом направлении работать. Ландшафтный дизайн — это «долгострой», который принесет плоды через несколько лет. У нас часто желающие облагородить свое «поместье» смотрят на интересную картинку и хотят реализовать подобный пейзаж, что называется, сегодня и сейчас. Не думая, к примеру, о том, что «картинное» дерево на данном участке может просто не прижиться. Или о том, что точно так, как на фотографии, будет лет через пять-десять. Эти вещи справедливы и в масштабах города: все это нужно проектировать. И не стоит бояться того, что какие- то участки останутся неприглядными до следующего года: этот аврал «высадим —надцать миллионов цветов, столько-то тысяч деревьев и кустарников» — пустая трата как материальных, так и физических ресурсов. Пусть сегодня не будет цветов, но в этом году мы высадим кустарники, в следующем — добавим клумбы, через год — «правильное» освещение, а потом — вертикальные цветники, которые оживят наши «мертвые» дома. Плюс — применение новейших технологий. Поездите по городу: стоит сухой ежик травы и громко именуется газоном. В Европе учитывают то, что за последнее десятилетие изменились климатические условия: ранее было больше дождей, не случалось такой жары. То есть актуальность «поливалок», которыми до сих пор пользуются в отечественных парках и скверах, под большим вопросом. Во всем мире нынче применяют капельный полив. Почему пропадают киевские каштаны? Во-первых, они «замурованы» в асфальт, закрыта их корневая система. А ведь их нужно удобрять и правильно поливать, как это делалось ранее: бурилась земля, и в эту скважину вносилась «подкормка». Я могу понять, что на все ресурсов не хватает, но для этого и существует планирование. Это дает возможность не возвращаться к одному и тому же газону ежегодно. У нас каждой весной — нулевой результат. Вы же понимаете, сколько средств выбрасывается впустую, если каждый год заниматься одним и тем же...
— Можно ли говорить о том, что после конференции у городских властей появился интерес к «правильному» благоустройству?
— Первая конференция была посвящена знакомству с опытом других стран. Приезжали преподаватели европейских вузов, которые рассказывали о том, какие могут применяться методики. Мы также приняли пожелания слушателей и учтем их в следующий раз. Говорить о конкретике на данный момент просто рано. Благо, мы увидели, что прогрессивные руководители — те, которые заинтересованы в том, чтобы изменить облик своего города, — уже есть.
Сейчас государственное предприятие «Зеленстрой» пытается восстанавливать питомники на том уровне, который был когда-то. Многие города нынче переживают период реконструкции, озеленение — одна из немаловажных составляющих этого процесса. Так что, думаю, государственные структуры должны взяться за это серьезно. На конференции шла речь о том, что когда у нас будет достаточно развита сфера ландшафтного дизайна, крупные частные питомники, то госзаказы на основе тендера смогут выполнять и эти фирмы. Есть опыт других стран, когда приватизируются городские озеленительные объекты. Они более успешно работают, поскольку, как уже говорилось, нужен серьезный уход. Полдела — убрать территорию и покрасить скамейки: надо еще заниматься формированием крон, удобрением, поливом.
НЕ ВЫРУБАТЬ, А ПОПОЛНЯТЬ
— Что нужно, в таком случае, чтобы система заработала?
— Препятствия очевидны: по- старому работать уже невозможно, но соответствующие государственные службы еще не перестроились на новый лад. Красота города — это, к примеру, не только разбитые клумбы и их количество, что, конечно, тоже немаловажно. Их ведь надо продумать таким образом, чтобы существовала смена цветения. Точно так же нужно профессионально работать с деревьями, дополнять их «долгоиграющими» декоративными кустарниками.
Впрочем, само словосочетание «ландшафтный дизайн» для нас — новость. В Украине, как мне кажется, существовала хорошая школа: наш «Зеленстрой» работал не только на республиканском уровне. Но учтите и то, что тогда несколько иные средства закладывались для этого в бюджет...
— А в чем все-таки главная разница в «их» и нашем подходе к благоустройству городов?
— Снова упомяну в первую очередь о плановости. Кроме того, в цивилизованных странах принято не разрушать, а пополнять природные ресурсы. Ведь с годами создается микроклимат определенного района, его лицо, а мы вдруг взяли — снесли зеленые насаждения и вместо них поставили многоэтажный дом. Город разрастается, от этого никуда не деться. Но возводя громадные «свечки», очень часто забывают о необходимости отвести пространство хотя бы для небольшого ландшафтного объекта. Многие не понимают, что обитатель слишком бурно живущего мегаполиса ощущает потребность в релаксе, в том, чтобы лишний раз увидеть что-либо красивое. Зеленый цвет, как известно, — самый приятный для человеческого глаза. Эстетическую сторону вопроса, думаю, лишний раз обсуждать не требуется.
За рубежом, к примеру, используется вертикальное озеленение: каскады растений и цветов. Вам не приходится смотреть на «голые» блоки из кирпича и бетона. В Европе продумывается и ценится каждый сантиметр. Киев, например, обладает гораздо большими площадями, чем любой другой европейский город: там у них все застроено. Однако все их технологии направлены на то, чтобы какой-нибудь небольшой уголок живой природы, но обязательно поместить: если нет возможности запланировать крупные зеленые объекты, там цепляют подвесные кашпо, создают висящие клумбы. Также в Европе нынче плотно занимаются вопросом реконструкции промзон. Однако создавая, к примеру, всевозможные развлекательные центры, их обязательно дополняют ландшафтными парками.
В общем, все зависит от позиции местных властей, ну и от нас с вами. Понятно, что никто никому приказать засадить балкон цветами не может. Это уже культура, идея, которая должна дойти до каждого жителя, ведь каждый может поучаствовать в том, чтобы сделать свою жизнь «пригляднее».
ФОНАРЬ СТАНЕТ УКРАШЕНИЕМ, ЕСЛИ...
— Когда мы говорим о флористике, тема модных тенденций — практически главная. Можно ли говорить о «сменных» веяниях в масштабах города?
— С деревьями, понятное дело, посложнее, однако хочу напомнить, что существуют устоявшиеся традиции разбивки тех же парков: на них и стоит ориентироваться.
Что касается клумб, то речь стоит вести о новых интересных сортах. Плюс подбор цвета: для каждого города это очень индивидуально с учетом его «лица» и климатических условий. Мне бы хотелось, чтобы в Киеве было много однолетних ампельных растений, свисающих с каждого балкона и фонаря. Интересна и тема освещения, которое применяется в ландшафтном дизайне, ведь подсветка клумб — это не просто какой-нибудь фонарь: она должна не «убивать», а подчеркивать красоту и изящество композиции. Однако о тенденциях в этом плане нам вообще еще рано говорить: у нас нет ни понятия о том, как сделать это «по науке», ни соответствующего оборудования.
— Кажется, чтобы решить комплекс «ландшафтных» вопросов, следует создать отдельный институт...
— Когда все это перейдет в частные руки и государство будет пользоваться услугами этих больших фирм, вопрос с повестки дня будет снят. На сегодня уже существуют мощные фирмы, хотя ландшафтный дизайн, как говорилось, — на стадии развития. Есть пока еще недостаток опыта, ведь утрачено поколение специалистов. Как только финансирование сферы будет осуществляться на достаточном уровне, в «Зеленстрой» придут перспективные люди. По хорошему, мы можем сейчас гордиться лишь тем, что у нас (слава Богу!) проводятся выставки, конференции, приезжают специалисты и делятся опытом. Пусть, к примеру, после первой «ландшафтной» конференции нельзя сразу нарисовать радужные перспективы, зато хочется отметить «разношерстность» контингента, который ею заинтересовался. Эти люди должны объединить свои усилия, чтобы все у нас состоялось. Ведь ландшафтный дизайн — это работа как минимум архитектора, ландшафтника, дендролога, который знает, где и что лучше растет, как деревья будут выглядеть через десять лет. Мы нынче думаем о создании структуры, которая будет решать подобные вопросы в комплексе.
— Чего вам в столице откровенно не хватает?
— Газонов, полноценных цветущих клумб, цветов на подоконниках, кашпо на фонарях, цвета. Лето у нас короткое: не успеваешь насытиться запахом и красками, ощущением красоты. Что у нас ужасно, так это Гидропарк: вместо потенциальных райских кущей — «ничего» с запахом шашлыка. Часто проезжаю мимо и думаю, как хорошо было бы засадить цветами склон возле филармонии... Хочу также сделать комплимент: Русановский массив — великолепен благодаря существованию «подковы» канала.
Хотя, надо признать, что Киев — географически очень счастливый город. Хотя бы потому, что у него есть река: один из амстердамских лекторов упомянул на конференции о том, как важно иметь водоем в ландшафтном дизайне, ведь это один из главных элементов решения пространства.
Выпуск газеты №:
№104, (2004)Section
Общество