Стопроцентная завязываемость
Что-то крепко задело в утверждении одной дамы-всезнайки, соведущей весьма популярной для вечно доверчивых дам телепрограммы. Она утверждала, что если женщина зарабатывает сама и может этим обеспечить определенный уровень со знаком плюс, то не гордиться этим стоит, а умалчивать. Показалось, что весьма примитивно опустила она на обозначенное ею же место весь слабый пол. Мол, счастливых женщин там и искать бессмысленно. Непонятно только, а счастье тут причем? Это ведь совсем другая категория — оно или есть, или его нет, а состояние финансовой зависимости, часто постоянное, меняет женщину изнутри, и не заметить этого невозможно. Опять же, речь не о приспособленках, ленивых кошечках и тех, кто всегда говорит «Я себя одобряю». Подобное заклинание, правда, иногда хорошо работает, вынося постепенно на поверхность все, что постоянно мешает себя любить, — но и притупляет критичность.
Часто наблюдала, особенно в турпоездках, как пары ведут себя в магазинах. Понравилась мне одна приятная семья, которая живет в многолетнем гостевом браке: каждый на своей жилплощади с индивидуальным бюджетом. Совместный же отдых оплачивает мужчина. Его подруга, явно стесненная в средствах, привыкла на понравившуюся ей вещь даже не просить денег. Она в магазине скорее робко намекала, ожидая подарка, а мужчина с трудом расставался с некой суммой, не понимая, зачем нужна очередная обновка. Правда, женщина умела искренне радоваться, и тем размягчала своего спутника, весьма состоятельного (правда, не так давно), свободолюбивого и, видимо, считавшего себя холостяком. Гражданской жене с 18-летним стажем, интеллигентной и уютной 50-летней женщине захотелось объяснить, что воспринимает своего спутника таким, каким он есть. «Во всяком случае, — сказала она, — на старости лет без хлеба не останусь. Сама заработать что-либо сверх средней зарплаты не умею».
Вообще они были симпатичной парой, но не при совместных покупках. Мистер Кошелек очень нервно воспринимал посягательства на его главенствующую роль — решать (и тут уже, скорее всего, — недостаток душевной щедрости). Странно, но подобная ситуация в некоторой степени наблюдается и в природе. Экспериментаторы, занимающиеся изучением физиологии человека и животных, опытным путем захотели ответить на вопрос — не связано ли у животных стремление учить и учиться с их ролью в сообществе.
Схема опыта была предельно проста: кормушки с вкусным зерном наполнялись лишь в строго определенное время. Пернатое семейство после нескольких дней быстро сообразило, в чем дело, и стало появляться у кормушки за 15—30 минут до завтрака, обеда и ужина. Но при этом определенная часть самоучек всегда прилетала чуть-чуть позже. Когда подсчитали частоту таких самостоятельных полетов, то убедились, что самец следует определенной тактике, устраивая кормушке ревизию поближе к нужному времени, а вот его подруга порхала просто так. Значит, эта представительница слабого пола полностью полагалась на добытчика-мужа, просто подражала ему и не думала учиться сама. Иждивенки никогда не понимают, что бонусы — вещь непостоянная.
Перескакивая с одного на другое, вспомнила, что есть одно слово, которое нынче и произносить неприлично — ваучер. Когда-то, уже в далеком 1997 году, одна вечно воодушевленная всем новым счастливая жена и мама восприняла обещания стать соакционером чуть ли не как начало новой жизни. Собрала нужные документы всех взрослых членов семьи, потратила время, и они стали «владельцами» каких-то акций киевского отеля «Братислава». Годы пролетели, и ей из любопытства захотелось узнать, что она заработала. Даже не поленилась и выписала суммы дивидендов. Получилось 7 гривен за 12 лет — были годовые от 0,11 копеек до 0,94. Так что в нашей стране желание заработать и результат часто не встречаются друг с другом, видимо, и не знают, что им хоть изредка желательно пересекаться. На этом фоне и живем.
Недавно на улице встретила давнюю знакомую, нынче весьма стабильную галерейщицу. «Представляешь, — призналась она, — всю жизнь мечтала поехать в Венецию в медовый месяц. Позади два официальных брака и два гражданских — и вот только недавно поехала в Венецию впервые с этюдником. Причем на целый месяц! Такой подарок можешь сделать только сам себе. И так радостно стало — значит, стою на своих ногах. Это, оказывается, и есть самое приятное. Наконец, стремлюсь свободно использовать все свои творческие способности, создавая свой независимый стиль жизни. Кстати, заметила, что в таком качестве снова всем стала интересна. Правильно, считаю, что если вокруг скрипки, лучше быть виолончелью...»
Как-то на цветочной ярмарке разговорчивый цветовод сказал нечто, что восприняла как совет: жизнь — это базар. Торгуйтесь, только умело. Учитесь уступать тоже, хоть каждый грошик вам и не упал с неба. И знайте, что стопроцентную завязываемость можно приобрести и за небольшие деньги, за огромные — досадно пролететь.
Недавно получила удовольствие от удачной непредсказуемости, скрестив свой покупательский порыв с европейскими стандартами. Купила прекрасный шерстяной твид на брюки, выпущенный еще известным с далеких зависимых времен отечественным комбинатом. Цена была более чем демократичной, подобный материал, например, в киевском магазине французских тканей стоит раз в десять дороже. Все там привязано к нашему, лучшему в мире, курсу. Как известно, общество обмана пожирает само себя. Глядишь, проглотит и новых брюк не заметит...
Выпуск газеты №:
№171, (2009)Section
Общество