Страховая медицина: все «за»
Только законы «против»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020925/4173-5-1_0.jpg)
Законопроект об общеобязательном социальном медицинском страховании, вернее, его творцов, можно без сомнений отметить почетной наградой за стойкость. По своей многострадальности биография законопроекта не сравнится даже с Конституцией и Криминальным кодексом. В появившейся на заре независимости его первоначальный вариант перманентно вносятся коррективы, которые изменили его до неузнаваемости. Законопроекту уже удалось пройти два чтения в парламенте в июне 2001 и январе 2002, но несмотря на десятилетнюю историю, контрольный пакет акций сохранения здоровья нации до сих пор находится в руках у государства.
Однако прогресс все же есть. Если вначале отдельными фракциями вовсе была опротестована возможность существования в Украине страховой медицины, поскольку таковая отрицает конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь, то ныне спор разворачивается вокруг отдельных его моментов, тем не менее довольно существенных. Комитет ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства, к примеру, обвиняют в том, что текст законопроекта, подготовленный уже к третьему чтению, практически не содержит в себе исправлений и замечаний, внесенных депутатами минувшего созыва после предыдущих чтений. Руководитель медицинского направления СК ЗАО «Европейский страховой альянс» Александр Чернов утверждает, что создание любой ценой фонда страхования и обеспечение немедленного поступления средств в него осталось основной целью составителей. О том же, как фонд будет справляться с возложенными на него функциями, не имея при этом программ страхования и системы тарифов, на его взгляд, составители совсем не думали. Впрочем, как и об ответственности фонда как страховщика. То есть получается, что принятие закона в таком виде приведет лишь к тому, что на работодателей свалится дополнительный налоговый пресс, деньги будут перечисляться на счет структуры, которая не будет отчитываться, куда и когда она их применила, и при этом не нести ответственности за нарушение ее чиновниками задекламированных прав. Другими словами, такая себе узаконенная коррупция, которая подорвет доверие у населения к любым страховым операциям.
Количество последних в Украине неуклонно возрастает (в 1997 году было зафиксировано 408 тысяч 401 страховая операция, а в 2001 — уже 3 млн. 30,5 тысячи), часть же личного страхования в таких же пропорциях сокращается (если в 1997 году она составляли 16,6% от всех совершенных страховых операций, то в прошлом году — всего 7,08%.) На «страховом» рынке сейчас представлено 60 компаний, предлагающих различные программы добровольного медицинского страхования. Самый распространенный их продукт — выплата суммы в случае той или иной неприятности со здоровьем непосредственно лечебному учреждению, с которым у компании заключен договор. То есть в момент болезни как застрахованного, так и его родственников не должно посещать беспокойство относительно того, где взять деньги на лекарства, где найти врача и как вручить ему вознаграждение. Некоторые фирмы, чтобы совсем уже упростить задачу, организовывают своим клиентам в рамках страховой компании диспетчерские центры. От них зависит своевременный вызов скорой или «неотложки», организация консультаций и даже госпитализация. При этом в данном случае интересы клиента и фирмы пересекаются: чтобы лечение было подешевле, на руку всем. Правда, успешный тандем медицинских учреждений и страховых компаний получается лишь с частными клиниками. Как констатируют страховики (это может подтвердить каждый, посещавший в последнее время государственное медицинское учреждение), воодушевления в глазах врачей и медсестер при виде очередного пациента явно не наблюдается, независимо от того, проплачивает страховая компания деньги больнице или нет. В этом заинтересовано лишь начальство.
Кстати, такой же сценарий прогнозируют и при введении общеобязательного медицинского страхования. По мнению академика, доктора медицинских наук Любомира Пирога, в данном случае выиграют лишь чиновники и главврачи медучреждений. Пока же государственные больницы и поликлиники не начнут конкурировать между собой и бороться за пациента, естественно, посредством улучшения качества оказываемых медицинских услуг и квалификации персонала, любой закон об обязательном медицинском страховании будет декларативным. И никак не повлияет на качественное изменение стандартов оказания медицинских услуг. Если с введением закона одновременно провести реструктуризацию медучреждений, то гарантировать действенность закона будет реально. К примеру, заведующий секретариатом комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства Владимир Рудой предлагает сделать их субъектами некоммерческой деятельности, то есть не лишенными льгот государственных учреждений, но тем не менее работающих по хозяйственному кодексу. Тогда, на его взгляд, произойдет естественный отбор медперсонала, который при наличии средств, перечисленных фондом общеобязательного медицинского страхования, может впоследствии гарантировать качество и своевременность оказания медицинских услуг.
Вопрос взаимосвязи общеобязательного страхования и качества больше всего беспокоит главу комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства Николая Полищука. Изменится ли что-то с поступлением в копилку здравоохранения дополнительных миллионов? Глава комитета по секрету рассказал, что недавно сотрудники одной из киевской больниц позвонили ему и пожаловались, что уже две недели не могут поставить больному диагноз. Вскоре выяснилось, что, кроме общих анализов, ему ничего не делали. Время было упущено, и больной умер. И налицо другая, далеко не финансовая проблема, а квалификационная.
По количественным показателям у нас все как будто нормально, даже хорошо. На 10 тысяч населения в Украине в среднем приходится по 40 врачей, в то время как во Франции 30, Венгрии — 35 и Польше —23. Правда, если на Западе около 60% занимаются предоставлением первичной медицинской помощи, то у нас таких врачей лишь 20%. Хирурги и другие узкопрофильные специалисты все чаще сидят без работы. Хирурги в среднем делают по две операции в месяц, а вакантными остаются 33 тысячи мест семейных врачей. И общеобязательное медицинское страхование этого не изменит.
В то же время по показателю затрат на здоровье каждого своего жителя Украина занимает 111-е место среди 191 страны мира. Для того, чтобы подтянуться по рейтингу и обеспечить необходимую медицинскую помощь на всех уровнях, необходимо, как минимум, $150 в год на человека, то есть в 7,5 раза больше имеющегося в наличии. Жители периферии с полной серьезностью заявляют, что у них нет медицинской помощи. Местные поликлиники не имеют элементарного оборудования для диагностики, не говоря уже о лекарствах. Больных отсылают в районные и областные поликлиники, где врачи уже без стеснения называют как минимум трехзначные суммы за прием.
Практически все европейские страны в свое время спасали свою медицину именно введением общеобязательного медицинского страхования. Россия — также не исключение. И хотя их реформу эксперты не называют успешной, поскольку страна имела немалую путаницу с фондами, Россия объективно по всем статистическим данным находится на порядок выше Украины. У нас также специалисты уверены, что вводить общеобязательное медицинское страхование просто необходимо. В противном случае выкарабкиваться из ямы медицина будет десятилетиями. Просто сейчас многих посещают сомнения, что при отсутствии ответственности у фондов, а также методологии их работы, деньги будут уходить якобы на административные нужды, изменений в здравоохранении не произойдет, а люди и вовсе потеряют доверие к любому виду как обязательного, так и добровольного медицинского страхования. Вариант отсрочки, при том, что в проекте бюджета-2003 здравоохранению уже изначально выделено меньше, чем в этом году, видится просто нереальным. Некоторые, правда, предлагают обернуть вред на пользу: присовокупить к бюджету здравоохранения средства от акцизного сбора на алкогольные и табачные изделия. Но по словам В. Рудого, уже сейчас понятно, что в ближайшее время это останется на уровне дебатов. Как представители профильного комитета, так и сотрудники страховых компаний в один голос утверждают, что назад дороги нет. Многострадальный законопроект должен стать действующим и действенным законом. По мнению главы правления ЗАТ «Страховая компания «Киев» Вадима Загребного, если будут созданы условия со стороны государства в виде принятия необходимых законодательных актов, то Украина сможет решить не только проблемы, связанные с медициной, но и со страхованием.
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
Общество